Приватизация, ее модель, направления, этапы и последствия

Процесс приватизации государственного имущества в Украине начался в 1992 г. после утверждения Верховной Радой первой Государственной программы приватизации.

При создании украинской модели приватизации государственных предприятий нельзя было использовать западную модель. Это обусловлено тем, что, во-первых, приватизация в этих странах происходила в условиях развитой рыночной экономики. Во-вторых, соотношение межгосударственным и негосударственным секторами в этих странах является более или менее стабильным в течение многих лет. В-третьих, темпы приватизации даже в Великобритании, чья программа является образцом для других стран, составляли немногим более 10% за десятилетие. В Украине в собственности государства перед началом реформ находилось 85,4% предприятия.

Разрабатывая модель приватизации для Украины, нужно было учитывать социально-экономические и идеолого-политические реалии того периода, которые в значительной мере зумовлювалы масштабы и темпы приватизации. В основу модели были положены принципы социальной справедливости и равенства распределения и продажи государственного имущества, которое означало безвозмездную передачу большей части государственного имущества населению, гарантирование равенства прав граждан в приватизационном процессе. Одновременно часть приватизационных бумаг реализовывалась на платной основе. Воплощению принципа социальной справедливости и равенства приватизации должны способствовать механизм гласности, антимонопольная политика и предоставление льгот трудовым коллективам предприятий, которые приватизируются (выбор способа приватизации, предоставление права первоочередного выкупа имущества предприятий).

Согласно украинской модели приватизации государственного имущества объектами малой приватизации было определено целостные имущественные комплексы небольших государственных предприятий, в том числе объекты незавершенного строительства, балансовая стоимость которых не превышала 1,5 млн. руб.

Другие объекты приватизации классифицируются в зависимости от балансовой стоимости основных фондов. Способы приватизации в Украине постоянно менялись. Список объектов, запрещенных для приватизации, постепенно расширялся.

С 1992 по 1994 г. приватизация осуществлялась путем открытия приватизационных счетов в Сберегательном банке. Они были именными, существовали в виде депозитных счетов, а следовательно, не имели свободного обращения, что мешало процессу приватизации.

В 1995 г. было выпущено украинские ваучеры (ПМС - приватизационные имущественные сертификаты) в бумажной форме. В 1998 г. 45,7 млн. украинских граждан получили ПМС, что составляло 87,98% от общего количества населения. Срок действия ПМС неоднократно подовжувався, чтобы все граждане использовали право на свой пай в государственной собственности. Однако осуществить последнее было непросто, поскольку украинская ваучерной модель была направлена на социальные, а не экономические ожидания и противоречила конкурентным, рыночным методам приватизации. Именно это стало причиной создания нелегальной формы обращения ПМС и способствовало формированию теневой экономики.

Указанные противоречия были учтены в денежной приватизации, которая началась в 1998 г. в соответствии с принятым Законом Украины «О государственной программе приватизации на 1998 год».

Денежная приватизация призвана стимулировать формирование реального собственника, создать вторичный рынок акций приватизированных предприятий, что, в свою очередь, поможет создать благоприятные условия для привлечения инвестиций как отечественного, так и иностранного капитала, пополнить доходную часть бюджета страны. .

Первый этап пришелся на времена существования СССР, когда было разрешено частное предпринимательство в форме кооперативов. В 1991 г. в Украине был принят ряд законов, создало правовое поле для частного предпринимательства. За слабого государственного контроля частный капитал начал активно расти, поскольку практически каждый субъект предпринимательства одновременно развивал легальную и теневую части своего бизнеса. Предприниматели стремились освоить неразвитый рынок потребительских товаров и услуг. Это стало фактором первичного накопления крупного частного капитала в Украине.

На втором этапе, который начался в 1992 p., было приватизировано 1J тыс. объектов, однако предусмотренные первой программой приватизации темпы не были реализованы. Структура приватизационного процесса, в частности соотношения малой и большой приватизации, оказалась деформированной. Более половины предприятий, которые перешли в негосударственный сектор экономики, составляли средние и крупные. Процесс приватизации пошел в непредсказуемым направлении. В отличие от других стран, торговля, бытовое обслуживание и общественное питание не стали сферами первоочередной приватизации, ее объектами были промышленные гиганты, предприятия-монополисты (как правило, те, которые оформили аренду с правом выкупа). Они принадлежали к отраслей, приватизацию которых планировалось осуществить позднее - после формирования рыночной инфраструктуры.

На этапе массовой приватизации среднегодовые темпы возросли более чем в 2,5 раза. За четыре года (1995-1998) было приватизировано почти 50 тыс. объектов. В результате свыше 90% предприятий торговли, сервиса и общественного питания стали частными.

В 1999 г. с принятием четвертой государственной программы приватизации начался ее четвертый этап: преимущественно индивидуальная денежная приватизация. В перечень объектов, подлежащих приватизации, вошли предприятия таких отраслей, как машиностроение, транспорт, связь, нефте-и газоперерабатывающих промышленности.

Программой предусмотрен индивидуальный подход к приватизации, что означает повышение инвестиционной привлекательности объектов и ликвидности эмитированных ценных бумаг благодаря применению процедуры реструктуризации организационной структуры предприятий и их долгов. Вследствие бумажной и денежной приватизации в период с 1992 по 2003 г. в Украине форму собственности изменили 90 450 объектов, в том числе 24 027 объектов государственной формы собственности.

Основными результатами процесса разгосударствления и приватизации в Украине стали ликвидация государственного монополизма и радикальные изменения структуры собственности, с важными предпосылками формирования рыночной среды.

Однако следует отметить, что украинская модель приватизации, в том числе за деньги, имеет много недостатков, что не дало возможности достичь основных целей: повысить эффективность негосударственного сектора экономики, сформировать собственника-инвестора и осуществить структурную перестройку, привлечь зарубежные инвестиции, внедрить новые технологии и ноу - хау в реальный сектор экономики, в результате чего национальный товаропроизводитель не удовлетворяет потребности внутреннего рынка и неконкурентоспособным на мировом. Основной целью новых владельцев-приватизаторов является получение высоких прибылей от теневого бизнеса, превращение их на иностранную валюту и вывоза за пределы страны.

Неэффективность приватизации в нашей стране обусловлена выбранной моделью. Как показал опыт, массовая сертификата приватизация, ориентированная на систему льгот и аукционов, не способна создать фондовый рийок, механизм вторичного перераспределения собственности, что стало помехой реструктуруванню и развития большинства предприятий.

Ложной оказалась приватизация крупных и средних предприятий путем аренды государственного имущества трудовым коллективом с правом выкупа: в условиях отсутствия государственного контроля и несовершенной системы корпоративного управления многие предприятия оказалось «в пользовании» трудового коллектива или, чаще, руководства предприятия. В первом случае имело место тотальное «проедания» доходов фирмы, которые направлялись в основном на выплату заработной платы и другие расходы социального характера. Во втором - личное обогащение менеджеров предприятия достигалось за счет заключения убыточных для предприятия контрактов, продажи и субаренды производственных фондов и площадей, введение дополнительных денежных вознаграждений без учета результатов деятельности предприятия. В обоих случаях на предприятиях не происходило нужных реструктуризацийних изменений: количество работников вместо уменьшения росла, сохранялась высокая энерго-и материаломисткисть продукции, сокращались объемы капитальных вложений, было ликвидировано контроль качества продукта, не хватало квалифицированного менеджмента и маркетинга.

Денежная приватизация, которая ускорила процессы приватизации, также приобрела искаженном вида. Не было создано реальных конкурсных условий из-за того, что финансовая элита, которая возникла во время приватизации и пришла во властные структуры, и политики, которые занимаются хозяйственной деятельностью (легально или нелегально), активно противодействуют этому. Денежная приватизация не мешает отечественным миллионерам из-за отсутствия четкой законодательной базы и некерованисть этим процессом со стороны государства, используя различные схемы, получать наиболее привлекательные объекты государственной собственности.

Отсутствие действенного регулирования процесса разгосударствления со стороны государства приводит к таким негативным явлениям: снижение уровня открытости, доступности и, как следствие, конкуренции приватизации частный собственник определяется не столько с точки зрения его эффективности для предприятия, сколько благодаря взятки и приближенности к определенным политическим кругам. Возникает угроза криминализации промышленного сектора экономики, монополизации отдельных отраслей и видов производств; снижение уровня корпоративного контроля за деятельностью объекта до и во время его приватизации, которая приводит к безответственности и ухудшение финансово-имущественного состояния объекта приватизации. Можно привести много примеров, когда высший менеджмент сознательно доводил собственное предприятие до грани банкротства, поскольку финансово ослабленные предприятие объективно стоит дешевле и, таким образом, его легче присвоить «официальным» путем, легализовать и укрепить свою власть; замедление темпов приватизации результате, с одной стороны, длительной борьбы между различными финансово-политическими группировками за контроль над наиболее привлекательными предприятиями и пренебрежение проблемами остальных предприятий - с другой. Промедление с процедурными аспектами приватизации, в свою очередь, сдерживает дальнейшую реструктуризацию предприятия, приватизуеться, поскольку ни одна из сторон, которые конкурируют за установление контроля над ним, не заинтересована в принятии объективно необходимых, однако социально непопулярных решений - переориентации производства, увольнении работников , отмене льгот и дотаций, выделение инфраструктуры социального назначения и т.п.

Отсутствие благоприятной институциональной среды в Украине не только привела к указанным выше искажений в приватизации государственного имущества, но и не дала возможности пополнить доходную часть бюджета страны.

Одной из проблем процесса смены собственности является несоблюдение покупателями государственных пакетов акций условий договоров купли-продажи. Возвращение в государственную собственность пакетов акций у тех покупателей, которые не смогли ими эффективно управлять и не вкладывали оговоренный объем инвестиций в производство, позволяет выставлять их на повторную продажу. Как показывает практика, такой продажи является весьма эффективным и дает гораздо большие поступления по сравнению с их предыдущей реализацией.

Опыт украинской модели приватизации убеждает в помилковости политики, направленной на уменьшение государственного регулирования этим процессом. Даже в послеприватизационной период государственная поддержка предприятий является необходимой. В этом убеждает опыт стран Центральной и Восточной Европы, которые используют такие методы и инструменты послеприватизационной поддержки: государственные заказы; государственные субсидии, дотации и субвенции; государственные гарантии инвестиций и кредитования; государственная фискальная политика; защита интересов предприятий во время международного сотрудничества и т.п.

Для инверсийнои модели трансформации характерным является неограниченной участия иностранного капитала. Страны надеются на иностранную помощь в виде капитала и передовой технологии и создают иностранцам благоприятные условия для инвестирования. Последние, особенно транснациональные компании, заинтересованные в участии в приватизации стратегических предприятий, поскольку это открывает доступ к новым рынкам сбыта и усиливает их могущество. Это может быть использовано правительством страны с переходной экономикой, с применением при этом таких рычагов защиты национальных интересов, как: сохранение государственной доли в приватизированных предприятиях, что позволяет контролировать размещение акций и виливаты на принятие менеджментом важнейших решений; закрепление за государством контрольного или блокирующего пакета акций или выпуск акций, которые имеют особые характеристики, которые дают возможность государству обеспечить свое влияние. Для этого акциям предоставляется вид «особых акций» (Франция) или «золотых акций» (Великобритания, Россия). С помощью «золотых акций» государство регулирует важнейшие моменты деятельности акционерных обществ, может воспользоваться правом вето на общем собрании акционеров.