Товар, его сущность и свойства

Для того чтобы выяснить, что такое товар, следует рассмотреть, чем отличается продукт от продукта. Одежда, обувь и другие продукты, произведенные определенным хозяйствующим субъектом, могут быть потребленные самим производителем, подаренные кому-либо реализованы на рынке. В первых двух случаях указанные блага являются натуральными продуктами, в третьем - становятся товаром. Почему это происходит? Ведь они не меняются по своему и свойствами, формой, качеством и назначением. Таким образом, причину товарной формы продукта труда следует искать не в природных свойствах того или иного блага, а в общественных отношениях, которые делают благо товаром. Характеристику этих отношений приведены выше. Анализ их дает возможность сделать вывод: товаром становится тот продукт труда или благо, которые предназначены не для собственного потребления, т.е. он должен быть общественным благом. Однако этого мало. Общество должно признать это благо или продукт через его куплю-продажу. Если продукт труда или благо не проданы или при обмене за них не получено определенного эквивалента, то они обществу не нужны и не могут быть товаром.

Товар - это продукт труда или благо, способные удовлетворить определенные потребности человека и предназначены для обмена (покупки и продажи) В экономической литературе стран Запада понятие «товар» имеет несколько определений. Известные американские экономисты Г. С Слоуен и А. Дж. Цюрчер в «Словаре экономики», изданном 1970 p., трактуют его так: Commodity (товар) - любой предмет коммерции и торговли. Этот термин используется вместо термина «good», поскольку последний определяется, во-первых, как благо, пользу, во-вторых (во множественном числе), как товары, изделия; в-третьих, как груз, багаж. Economic good (экономический товар) - все внешнее относительно человека, масс свойство полезности, может быть присвоенным и является относительно редким. Этот термин употребляют в отличие от термина «free good». Экономические товары могут быть материальными или нематериальными. Так, услуги учителя или юриста вполне логично рассматриваются как экономический товар, так же как и книги, которыми они пользуются. Такое определение является более объемным, чем термин «wealth» (богатство), поскольку последнее авторы указанного словаря ограничивают материальными экономическими товарами.

Free good (свободный продукт) - все внешнее относительно человека, который обладает свойствами полезности, предложение которого является достаточной, поскольку его так много, что потребность в нем удовлетворяется без трудовых усилий. Свежий воздух, климат, солнечный свет являются свободными товарами. Однако следует отметить, что все то, без чего нельзя обойтись, не обязательно является атрибутом свободного товара. Вода в городах, например, несмотря на то, что без нее нельзя обойтись, не с свободным товаром, поскольку ее распределение требует трудовых усилий.

Товары можно классифицировать по разным признакам. Из определения товара можно сделать вывод, что он имеет два свойства: способность удовлетворять определенную потребность человека; пригодность для обмена на другие товары.

Полезность вещи придает ей потребительской  стоимости. Товары как потребительские стоимости отличаются по назначению: одни из них удовлетворяют потребности в пище (хлеб, молоко, мясо), вторые - в одежде (пальто, костюм, платье), третьи - в средствах передвижения (троллейбус, метро, автомобиль), четвертые - в услугах культурного назначения (книги, газеты, кинофильмы). Особое значение имеют потребительской  стоимости в виде инструментов, предметов труда, т.е. средства производства. Некоторые из потребительскими  стоимостям, например сахар, картофель, уголь, могут относиться и к средствам производства, и к предметам потребления. Критерием является не вещевая сущность потребительской  стоимости, а ее функциональное назначение.

Если картофель используют для подкормки скота или выработки крахмала, то она относится к средствам производства, а если из нее готовят какое-то блюдо, то она с предметом потребления. Потребительская  стоимость свойственна не только товарам, которые приобретают вещественных формы - одежду, продукты питания и т.п., но и услугам - учителя, врача, парикмахера, актера. Важное значение масс такая потребительская  стоимость, как информация. Развитие сферы услуг свидетельствует о степени развитости общества, его отношение к основной ценности - человека. Как потребительская  стоимости товары должны удовлетворять различные потребности: хлеб - это продукт питания, велосипед - средство передвижения. Однако при всех отличий этих товаров, как и все другие товары, можно обменивать друг на друга. Это свойство товара получила название «минова стоимость».

Если различные товары обмениваются в определенных пропорциях, это означает, что у них с нечто общее, что делает их суммарными , а именно: они являются продуктами труда. Благодаря тому, что разные потребительские  стоимости является результатом труда вообще, независимо от его конкретной формы, т.е. затрат жизненной энергии, ума, нервов и т.д., формируется стоимость товара. Последняя проявляется во время обмена.

Следовательно, в условиях общественного разделения труда люди, занимаясь определенным видом деятельности (земледельцы, врач, строитель, слесарь), для того чтобы удовлетворить свои потребности, должны сопоставлять различные виды труда и обмениваться товарами. Общественная работа, которая вложена  в товарах и проявляется через их обмен, с стоимостью товара. Стоимость - это внутреннее свойство товара. Минова стоимость с внешним проявлением стоимости.