Причины вмешательства государства в рыночный механизм

Государство является прежде всего политическим регуляторным механизмом. Это учреждение, которое масс публичную власть и специализированный аппарат регулирования общественных отношений Главная задача государства заключается в сочетании интересов личности, коллективов и обществе, обеспечении властного регулирования при сохранении саморегулирования и саморазвития общества. В течение XX в. происходило усиление роли государства в экономике. Особенно эти процессы ускорились во второй половине прошлого века, что нашло проявление в расширении функций государства, развития новых форм и методов экономической политики, которые не только уменьшают негативное влияние отказов рынка, но и способствуют нормальному воспроизводству, социальной стабильности и поддержанию макроэкономической равновесия.

В последние десятилетия в развитых странах под воздействием информационно-технологической революции, развития багатоукладности экономики и глобализации экономических связей происходит расширение и усложнение регуляторных функций государства, увеличиваются государственные расходы. Да, они выросли с 46% ВВП в 1990 г. до 50% и более - в начале нового тысячелетия. Сферы деятельности государства в рыночной экономике приведены на рис. 155.

Воспроизведения условий конкуренции заключается в том, что выработка товаров и услуг должна дополняться движением денег, ценных бумаг, информацией, знаниями, что возможно лишь при условии действия соответствующих юридических законов, нормативных документов. Исходя из этого, государство создает юридическо-институциональные основы рыночной экономики защита прав собственника (cт 41 Конституции Украины); антимонопольное законодательство (cт. 42 Конституции Украины); социальная защита населения (cт. 46 Конституции Украины); защиту покупателей (cт. 42 Конституции Украины).

Согласно этих основ государство издает законы, нарушение которых может привести к искажению рыночного ценообразования и действия законов рынка. Покупателем продукции от государства является правительство, которое покупает оружие, почтовые, транспортные услуги и т.п.

Как субъект, который несет денежные затраты, государство играет роль агента для перераспределения доходов в пользу тех, кто нуждается в помощи. Такие расходы называются трансфертным или передающим. Они являются социальным обеспечением (велфером). Трансфертные платежи не учитываются в ВВП.

Устранение причин сбоев в работе рыночного механизма достигается вмешательством правительства в экономическую деятельность через ее регулирования в обход законов рыночной конкуренции. Основные причины нарушений в работе рыночного механизма можно объединить в четыре группы: внешние экономические эффекты; общественные блага; факты неделимости; монополизм. Внешние экономические эффекты - это затраты, которые являются внешними для участников процесса производства, которые создают товар

Поясним это на таком примере. Металлургическое предприятие в процессе производства сбрасывает в реку производственные отходы, загрязняет атмосферу ядовитыми веществами. В результате ухудшаются экологические условия, что вызывает заболеваемость населения. При определении цены металла учитывают затраты на сырье, оплату труда, амортизационные отчисления, расходы на электроэнергию, воду, которые с внутренними для производства. Одновременно за рыночных условий не учитывают затраты на защиту окружающей среды. Итак, если не предпринять определенных мер относительно этого предприятия, оно будет продолжать загрязнять реку и атмосферу. Для того чтобы предотвратить это, необходимо принять специальный закон, который будет определять допустимые пределы загрязнения. В законе может быть предусмотрено несколько вариантов относительно указанной ситуации: полный запрет сброса в воду и выброса в атмосферу ядовитых веществ, уплата штрафа за загрязнение окружающей среды. Это будет способствовать оздоровлению окружающей среды.

Общественные блага - это блага, которые потребляются всеми членами общества поровну и часто коллективно

К ним относятся оборона, охрана общественного порядка, государственное управление ", энергетическая система и др. С момента их выработки они автоматически потребляемых каждым членом общества независимо от того, заплатила за них человек или нет. Общество производит такие общественные блага, несмотря на то, является их производство прибыльным или убыточным, поскольку трудно представить себе, чтобы охрана общественного порядка осуществлялась на сугубо рыночных началах. Для обеспечения общественных потребностей правительство должно облагать население.

Факты неделимости. В условиях рынка с экономической и социальной точек зрения существования конкуренции в определенных отраслях, сферах деятельности не всегда целесообразно. Это обусловлено тем, что последняя дает свободу выбора относительно объемов предприятия. Если же мощности производства с экономической точки зрения нужно свести к минимуму, возникающие факты неделимости.

Например, электростанция и сети электропередач могут в минимальных размерах удовлетворять спрос на эти товары на рынке. Иначе говоря, если экономически целесообразно, чтобы спрос на определенный товар или потребность удовлетворял один производитель, возникает «естественна. Монополия».

Если люди являются владельцами идеи, технологии, это порождает асимметрия в распределении информации, или естественную монополию. В результате возможно уменьшение объемов производства, ухудшения качества продукции и повышения цен. С общеэкономической точки зрения выход конкурентов на рынок этой продукции является нежелательным. Таким предприятиям предоставляются субсидии в виде компенсаций убыточных услуг. Это может быть обусловлено, например, необходимостью удовлетворения определенных национальных интересов. При таких условиях, чтобы предотвратить злоупотребления со стороны «естественных» монополистов, требуется вмешательство государства, а именно: 1) государственный контроль на соответствующем рынке за частными предприятиями (в отношении цены, прибыли, качества продукции и условий поставки), 2) одержавлення, т.е. превращение таких предприятий на государственные.

Монополизм искажает рынок, приводит к тому, что рост уровня цен происходит за искусственного уменьшения объемов производства. Для уменьшения влияния монополии требуется вмешательство правительства, которое предусматривает ликвидацию монополии или ее регулирования.

Итак, факторы, которые препятствуют развитию свободного ценообразования, конкуренции и рынка, является неотъемлемой частью развитой экономики и могут быть устранены только вмешательством государства в процесс воспроизводства. Вследствие этого современный рынок с рынком, который регулируется государством через правовые акты, которые закрепляют рыночные отношения, широкое использование договорных отношений, финансирования развития государственного сектора, науки, культуры, образования, социальной защите населения, налоговой, кредитной, банковской системы, ценообразование и т.п. для достижения целей, определенных социально-экономической политикой страны. Все ныне существующие развитые экономические системы являются системами, которые основаны на объективных законах рынка (спроса и предложения, конкуренции, свободного ценообразования и т.д.) и механизме государственного регулирования.