Уровень жизни, его измерения

Уровень жизни - многоаспектное понятие, охватывающее широкий круг социально-экономических, национальных, религиозных и других отношений, которые характеризующих условия жизнедеятельности человека, семьи, различных социальных слоев населения отдельных регионов и страны в целом

Этот показатель тесно связан со структурой потребностей человека и возможностями их удовлетворения.

Потребности людей разнолик: материальные, духовные, социальные. их структура визначаеться1 "полу, возрасту, месту работы, профессией, образованием, уровнем культуры и т.д. Содержание понятия «уровень жизни» рассматривается как экономическую, так и через социальную составляющие.

Экономическая составляющая уровня жизни включает: объем фонда жизненных средств т.е. количество потребительских благ (товаров и услуг), предназначенных для потребления; реальную заработную плату; уровень доходов населения и сбережения; структуру предметов потребления и услуг лица, семьи; структуру расходов доходов семьи; уровень занятости; жилищно-бытовые условия; условия труда и отдыха. Социальная составляющая уровня жизни определяется по следующим критериям: обеспечение прав и свобод человека и достойных условий его существования; реализация права каждого человека на свободное развитие личности; гарантия прав на труд, образование, здравоохранение, социальная защита, безопасность жизни; участие лица в общественно-политической и культурной деятельности; социальная обеспеченность человека, семьи, социальных и национальных меньшинств; уровень социально-коммунальной инфраструктуры.

Экономическая наука анализирует первую составляющую понятия «уровень жизни» - экономические потребности и степень их удовлетворения в обществе. Для этого уровень фактического потребления товаров и услуг сопоставляют с минимальными и рациональными стандартами их потребления. Для измерения уровня жизни используют интегральные, натуральные и стоимостные индикаторы.

Важное место среди индикаторов уровня жизни отводится индикаторам дифференциации доходов и заработной платы. Неравенство при распределении доходов в обществе с рыночной экономикой обусловлена следующими факторами: неодинаковыми способностями людей; уровнем образования; компенсацией за малопрестижни виды деятельности; спросом па определенные профессии или конкретные качества личности; риском и наличием теневого сектора экономики; неравномерным размещением природных ресурсов и т.д.

Дифференциацию доходов определяют, используя индекс (коэффициент) Джин, который связан с кривой Лоренца.

Для построения кривой учитывают номинальный уровень доходов, доходы, которые включают трансфертные платежи. Временной промежуток расчета составляет один год. Прямая ОА показывает абсолютно равномерное распределение доходов в обществе, когда 20% семей владеют 20% доходов, 40% семей - 40% доходов и т.д.

Кривая ОВ отражает реальное распределение доходов по группам семей. ее называют кривой Лоренца. Усиление неравенства в распределении доходов отражается в изменении конфигурации кривой в сторону роста ее увигнутости относительно линии абсолютного равенства.

Степень неравенства распределения доходов измеряется коэффициентом Джин. Он определяется отношением площади фигуры D, образованной кривой Лоренца и линией абсолютного равенства ОА, к площади всего треугольника чина коэффициента может изменяться от 0 до 100%. При этом, что выше значение показателя, то неривномирнише распределены доходы в обществе.

В странах с рыночной экономикой разрабатывается и реализуется политика распределения доходов, в основном направлена на преодоление неравенства доходов. Для этого используют как экономические, так и административные методы и инструменты. К ним относятся повышение номинальной заработной платы, дифференциация налогообложения доходов, выплата трансферных платежей и т.д. Такая политика не только уменьшает социальную напряженность в обществе, способствует выравниванию доходов, но и становится фактором экономического развития, создавая тем самым материальную базу для дальнейшего повышения уровня жизни.

Для разработки и решения текущих и стратегических задач политики доходов и заработной-платы нужны информация о состоянии, динамике и тенденции уровня жизни в стране, регионах, социально-демографических группах населения, сопоставление этих показателей с показателями в других странах.

Уровень жизни соотносят со степенью соответствия фактического уровня потребления общественно необходимым и социальным нормативам.

В мировой практике до интегральных индикаторов качества жизни относят: индекс развития человеческого потенциала (индекс человеческого развития - ИЛР), индекс интеллектуального потенциала общества (ИИПС), человеческий капитал на душу населения (ЛКДН), коэффициент жизнеспособности населения (КЖН .

Для анализа уровня и качества жизни в стране используют и другие показатели: минимальный среднедушевой доход; ВВП на душу малообеспеченных слоев населения; минимальная заработная плата; динамика заболеваемости, рождаемости, смертности; уровень безработицы; миграция населения и ее причины; уровень охвата детей 6-15 лет неполным средним образованием; уровень материнской смертности; доля затрат на экологию в ВВП.

В Декларации прав человека, принятой в 1948 p., указано, что каждый человек масс право на обеспечение уровня жизни (включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание), необходимого для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи , в том числе в случае потери средств к существованию по независящим от него обстоятельствам: безработица, болезни, инвалидность и т.д. Эти »права нарушаются в отношении бедных слоев населения, поскольку экономические трудности не позволяют должным образом питаться, одеваться, иметь нормальное жилье, своевременно и качественно отдыхать и лечиться, обеспечивать высокую профессионально-образовательную подготовку детям и т.д. Таким образом, обеспечение прав человека достигается благодаря ликвидации бедности.

По стандартам ООН предел бедности в странах Центральной и Восточной Европы определяется на уровне среднесуточной дохода 4 доллара. Главным признаком бедности с высока доля на питание в расходах семьи. По международным стандартам семьи, в бюджете которых расходы на питание превышают половину совокупных расходов, считаются бедными.

В Украине, как и в бывшем СССР, а также во многих развитых странах мира бедность существовала всегда. Однако она была везде разной. Как социальная проблема бедности в Советском Союзе была признана в конце 50-х - начале 60-х годов XX ст. с появлением статистики распределения заработной платы и доходов. Выборочное обследование доходов семей рабочих и служащих, которое начало осуществляться в то время, давало определенную возможность оценить дифференциацию жизненного уровня. Из идеологических соображений понятия «бедность» в то время не употреблялось, адекватными ему были понятие «прожиточный минимум» и «уровень малообеспеченности». Официального признания они приобрели лишь в начале 70-х годов, одновременно с разработкой программы помощи детям в малообеспеченных семьях.

Понятие «прожиточный минимум» и «уровень малообеспеченности» определялись как определенная минимальная граница, которая обеспечивала биологическое и социальное воссоздания лица и работника. На этой теоретической базе в 1965 г. прожиточный минимум был установлен в размере 40 руб. Считалось, что минимум оплаты труда должен быть не меньшим, чем 1,5 минимальных бюджетов, чтобы обеспечить воспроизведение работника и половину иждивенцев. В 1975 г. минимум был повышен до 50 рублей, а заработную плату-лишь до 70 руб. В конце 80-х годов прожиточный уровень (или граница малообеспеченности) определялся в размере 100 рублей, а минимальная заработная плата - 165 руб.

Установлении величины прожиточного минимума в Украине за годы независимости осуществлялось в несколько этапов: первый - принятие соответствующего закона; второй - состав набора ( «корзине») продуктов питания, одежды, предметов широкого потребления, лекарства, которые необходимы человеку для обеспечения ее минимальных потребностей; третий этап - определение стоимости «корзине» (т.е. денежной величины прожиточного минимума). Стоимость таких наборов определяется с учетом количества товаров и услуг, рассчитанных в килограммах, штуках, киловатта, что заложены в «корзине», общее количество которых составляет около 300 наименований.

Прожиточный минимум в Украине рассчитывается для четырех основных социальных групп. Дети в возрасте до 6 лет; Дети в возрасте от 6 до 18 лет. Трудоспособные граждане. Лица, которые утратили работоспособность.

Помимо этого устанавливается средняя величина прожиточного минимума. Преодоление бедности - первоочередная задача нашего общества. Его разрешению способствовать установление официального статуса бедной семьи. Это даст возможность оказывать таким семьям адресную социальную помощь.