Ценовая дискриминация

В условиях рыночной экономики существует такое явление, как ценовая дискриминация. Ципова дискриминация - это одновременный продажу однородных товаров различным категориям клиентов неодинаковыми ценам

Чтобы понять сущность дискриминации необходимо рассмотреть ее структуру. Она охватывает: признаки ценовой дискриминации, ее субъект и субъект, который вводит дискриминацию, причины, которые обусловили ее появление и последствия этого явления (рис. 81).

Одним из признаков ценовой дискриминации с того, что товары и услуги имеют одинаковые характеристики, в этих товарах и услугах воплощены одинаковые издержки производства. Однако такие товары и услуги реализуются по разным ценам. Ценовая дискриминация касается тех субъектов, которые вынуждены покупать товар или услугу по более высокой цене. Причины ее разные:

Предприниматели учитывают покупательную способность потребителей (потребность высока, однако денежные возможности низкие, например студентов, учащихся, которые покупают билеты в кинотеатр, музей, на выставку.

Уменьшение спроса потребителей иногда вынуждает предпринимателей использовать возможности транспорта (в зимнее время снижаются цены на билеты на Авиатранспорт для отдельных групп населения).

Ценовая дискриминация возможна в отдельных отраслях, где разница в ценах не способствует перепродажи товаров или услуг (т.е. отсутствуют лица, которые бы использовали разницу цен для наживы). Это такие отрасли, как медицина, юридические услуги, услуги транспорта. Здесь, как правило, учитывают уровень платежеспособности потребителей. Возможное снижение платы за хирургическую операцию, если потребитель ограничен в финансах, однако операция для него жизненно необходима.

Введение ценовой дискриминации является прерогативой монополиста. Скидка в цене может иметь благотворительный, рекламный характер.

Субъектом внедрение ценовой дискриминации являются, как правило, монополист. Это государство или предприниматель, который занимает монопольное положение в определенной отрасли.

Следствием ценовой дискриминации обычно является реализация товаров, услуг, предоставление отдельным слоям населения материальной помощи.