Влияние государства на ценообразование

Государство разрабатывает и принимает законы, в которых регламентирует правила ценообразования. В каждой стране они имеют свои особенности.

Однако существуют и некоторые общие требования к ценообразованию: между производителями, продавцами не должно быть никаких соглашений об установлении фиксированных цен. Должна сохраняться внутришньогалузева конкурентная борьба; производитель не имеет права требовать от дилеров (посредников, реализующих товар) продавать его товар по определенной розничной цене.

Он может только рекомендовать ее; продавец обязан предлагать свой товар разным торговым предприятиям на одинаковых условиях относительно уровня цен, за исключением случаев, когда продавец имеет высокие расходы (отдаленность мест реализации требует больших транспортных расходов) или существуют различия в товарах; продавец не должен с целью устранения конкурентов предлагать товар по цене ниже, чем себестоимость; фирмы имеют право повышать цены до любого уровня, за исключением периодов действия государственного контроля за уровнем цен. Государственный контроль за ценами масс большое значение. Это обусловлено следующими причинами: в монопольных отраслях хозяйства из-за отсутствия конкуренции нет свободного ценообразования.

Предприятия таких отраслей могут злоупотреблять установлением высоких, по сути, монопольных, цен. К таким отраслям относятся коммунальное хозяйство, связь и т.д. Государство регулирует цены на их услуги в интересах потребителей; в некоторых областях в отдельные периоды может резко сократиться предложение товаров и услуг или значительно возрасти спрос. Для того чтобы ограничить резкое повышение цен, государство может установить определенный уровень, так называемый потолок цены. Это законодательно установлена максимальная цена, по которой продавцу разрешено предлагать свой товар или услугу. Есть еще государственная поддержка цен в аграрном секторе. Основная цель государственного вмешательства в цены на сельскохозяйственную продукцию заключается в сохранении паритета цен.

Государственная политика ценообразования осуществляется также во внешней торговле, в частности, государство влияет на уровень цен, связанные с пошлинами, т.е. акцизным налогом на импортные товары. Они внедряются с целью получения доходов в государственный бюджет или для защиты национальной экономики. Фискальные пошлины, как правило, применяются к товарам, которые не производятся внутри страны (например, в Украине это кофе, бананы). Протекцийни пошлины устанавливаются для защиты местных производителей от иностранной конкуренции.

Действенным средством воздействия на страну, которая экспортирует товар, является применение пошлины (при этом цена возрастает или импортной квоты. Для того чтобы избежать невыгодных торговых условий, страна выбирает тот или иной способ установления экспортной цены. Например, японские автомобильные компании под угрозой введения Соединенными Штатами Америки более высоких пошлин, согласились на введение определенных ограничений на экспорт своих товаров в США.

При установлении пошлины государство учитывает, что некоторые страны пытаются реализовать избыточную продукцию по демпинговым ценам ниже ее себестоимости. Для борьбы с демпингом вводятся специальные пошлины, призванные защитить национальную промышленность.