Определение цены

Цена и ценообразование занимают ведущее место в рыночной экономике. Они предопределяют формы экономического связи товаропроизводителей между собой и с потребителями. От уровня цен зависят существования производства и его масштабы, реализация экономических интересов производителей. Цена имеет большое значение для потребителя. Так, чрезмерная цена может стать препятствием для приобретения товаров, а следовательно, и для реализации интересов потребителей. Цены являются одними из самых экономических рычагов на уровне общества, предприятий, потребителей. Они обеспечивают сочетание экономических интересов, способствующих повышению эффективности хозяйствования, прогрессивному развитию экономики.

Традиционно в экономических словарях, учебниках, учебных пособиях цена определялась как денежное выражение стоимости товара. А стоимость, как известно, является воплощенной и уречевленою в товаре абстрактной работой. Она характеризуется количеством общественно необходимого рабочего времени, необходимого для изготовления споживнои стоимости за общественно нормальных условий производства, среднего в данном обществе уровня умилости и интенсивности труда.

Однако на практике стоимость одного товара (т.е. затраты общественно необходимого времени) часто выше, чем стоимость другого товара, однако рыночная цена меньше. Это обусловлено тем, что цена зависит также от соотношения спроса и предложения на товары. Если спрос на товар превышает предложение этого товара, то цена превышает стоимость. На цену также влияют другие факторы, не связанные со стоимостью.

Цена является денежным выражением стоимости товара только в случае существования равновесия между спросом и предложением.

В некоторых случаях колебания цен обусловлено не стоимостью, а другими причинами. Поэтому универсальным определением цены следует считать такое.

Цена - это денежная сумма, которая уплачивается за конкретный товар