Методология диагностики состояния экономики

Одним из приоритетов макроэкономической политики является обеспечение устойчивого, пропорционального роста. Решение этой проблемы требует предсказания вероятности возникновения дестабилизирующих процессов, которое базируется на использовании системы випереджувальних индикаторов выявления диспропорций. В развитых странах для предсказания дестабилизации экономики широко применяются прогнозные модели, которые основываются на випереджувальних показателях. Но такие модели дают ответ только на один вопрос: что можно ожидать в ближайшей перспективе - замедление или ускорение, индикаторами чего является ВВП. Для стабильных экономических систем этого достаточно, чтобы решить, какие рычаги использовать для поддержания деловой активности. Это объясняется тем, что в развитых экономиках все рыночные механизмы налажены и действуют четко.

Для стран с переходной экономикой ускорения или замедления развития на определенном этапе реформирования является нормой. Поэтому с прогнозировать за випереджувальнимы индикаторами динамику ВВП для трансформационных систем является необходимым, но не достаточным элементом диагностики состояния экономики. Кроме того, если в переходных экономиках и происходит замедление или падение роста, то причин этому может быть множество - от обычного воздействия фаз экономического цикла основных торговых партнеров к неправильно принятых решений по реформированию экономики или неэффективна действие еще не полностью сформировавшихся рыночных механизмов. Поэтому другим элементом, более необходимым для стран с переходной экономикой, становится система выявления диспропорций развития, которая в оперативном режиме идентифицирует проблемы, которые могут привести к нарушению равновесия. Согласно этих проблем разрабатываются и обосновываются рекомендации и мероприятия стабилизационной политики.

Система диагностики состояния экономики состоит из трех компонентов: макроэкономического прогноза; мониторинговой системы выявления диспропорций; рекомендаций экономической политики по решению выявленных с помощью первых двух компонентов проблем.

Для прогнозирования могут быть использованы различные экономико-математические модели. В частности, Институт экономического прогнозирования НАН Украины разработал по заказу Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции комплексную макроэкономическую модель прогнозирования социально-экономического развития Украины на базе системы випереджувальних индикаторов. В этой модели учтены два индикатора динамики реального ВВП: изменение совокупного спроса и совокупной предложения.

Изменение совокупного спроса характеризуется динамикой потребительских расходов домашних хозяйств, общих сбережений юридических и физических лиц, расходов заграницы на закупку экспорта. Изменение совокупной предложения определяется динамикой: объемов общего кредитования экономики и кредитования промышленности; доли долгосрочных кредитов; общего объема капиталовложений и капиталовложений в отрасль машиностроения. Указанные индикаторы позволяют построить единый интегральный индекс изменения темпов роста реального ВВП в прогнозные модели.

Но прогнозные расчеты позволяют оценить потенциальные возможности, которые формировались в экономике, и не дают ответа, как они будут использованы. Именно поэтому прогнозные расчеты необходимо дополнять мониторинговой системой обнаружения диспропорций.

Такая система в оперативном режиме способна идентифицировать проблемы, которые могут привести к нарушению равновесия. Если же вовремя не обратить на них внимание и не изучить глубинные причины, то период дестабилизации экономики может оказаться продолжительным, а возвращение его в выходной равновесный состояние - невозможным.

Сущность системы выявления диспропорций заключается в том, что проблемы, которые ограничивают потенциальные возможности развития (кризис, шок), определяются путем ежемесячного или ежеквартального мониторинга основных параметров экономических процессов и их сравнение со средними значениями за определенный предшествующий период (стабильности) и за все время наблюдения . Отклонение этих параметров от середньостабильного значения будут указывать на обострение проблемы или ее решения.

Поскольку параметры равновесия присущи рынкам, а не секторам экономики, система выявления диспропорций дополняет секторный разделение рыночным разрезом и имеет рыночно-секторный построение.

Итак, в результате использования системы выявления диспропорций в течение года в режиме ежемесячного или ежеквартального анализа, включая и полугодовые оценки, определяются параметры макроэкономической равновесия с оценкой того, насколько установленная равновесие является максимально приемлемой для развития секторов экономики и существуют ли угрозы дестабилизации ситуации.

Для этого система должна иметь два блока. Первый - это блок индикаторов динамического мониторинга параметров развития ситуации на макроринках. Второй - блок основных диспропорций. Здесь через известные из модели круговорота ресурсов, продуктов и дохода мижсекторни взаимосвязи всех рынков и субъектов экономики устанавливаются возможные механизмы распространения диспропорций в секторах экономики, а не только рынках. Сначала определяется круг индикаторов первого блока.

Важнейшим показателем этого блока является валовой внутренний продукт (ВВП). Все индикаторы финансового рынка и рынка труда являются подчиненными и нацелены на выявление проблем в экономике, которые негативно повлияют на динамику ВВП и его компонентов.

Ключевую позицию (даже по количеству индикаторов) занимает финансовый рынок. С того времени, как деньги стали универсальным мерилом стоимости, этот рынок всегда будет играть важнейшую роль в кругооборота товаров и услуг в экономике. Отобранные индикаторы финансового рынка не только отражают состояние равновесия, но и характеризуют государственную политику, направленную на достижение финансовой стабилизации экономики.

В системе индикаторов являются показатели, отражающие инфляционные процессы, поскольку инфляция в странах с переходными экономиками превращается в одну из острейших проблем. Кроме того, в этих странах данная проблема остается мало изученной во всем разнообразии ее проявлений и взаимосвязей, она крайне ограничивает набор альтернативных вариантов развития экономики в переходном периоде.

Важное значение для оценки развития экономики, уровня жизни населения имеют индикаторы рынка труда. И, несмотря на тот факт, что финансовый рынок, и рынок труда в мониторинговой системы имеют подчиненное значение, изучая их динамику в определенном периоде, можно делать выводы относительно эффективности социальной политики правительства.

Таким образом, в течение года по этой системе индикаторов можно осуществлять динамический мониторинг как основных параметров экономического равновесия, так и основных направлений экономической политики и последствий их реализации. Именно это и позволяет проводить анализ проблем в экономике, випереджувальний анализ возникновения возможных диспропорций, основные из которых сгруппированы во втором блоке.

Это тот круг проблем, на которые дает возможность обратить внимание система индикаторов. Исходя из выявления проблем экономики страны формируются рекомендации относительно направлений макроэкономической политики по их решению. Для обоснования стабилизационных мероприятий учитываются качественные критерии их оценки, к которым относятся: динамика ВВП, инвестиции, отношение наличных денег к депозитам, мультипликаторов денежного и депозитного: дефицит бюджета, инфляционные процессы; реакция домашних хозяйств, государственного и предпринимательского секторов.

Экономическая безопасность определяется таким состоянием национальной экономики, при котором обеспечиваются национальные интересы, устойчивость к внутренним и внешним угрозам, способность к развитию.

Стратегия экономической безопасности определяется формированием и обоснованием стратегических приоритетов, национальных интересов, средств и механизмов решения проблем. Составляющими экономической безопасности являются: экономическая независимость, устойчивость и стабильность национальной экономики, способность к прогрессу.

В системе экономической безопасности определяющую роль играют национальные экономические интересы. Поэтому важной является разработка системы показателей, которые бы давали количественную оценку социально-экономического развития страны.

Экономическая безопасность оценивается по определенным критериям - показателями-индикаторами и их пороговых величинами, превышение которых угрожает безопасности страны. Выделяют внутренние и внешние угрозы экономической безопасности, которые затрудняют или делают невозможным реализацию национальных экономических интересов.

Предвидение вероятности возникновения дестабилизирующих процессов основывается на использовании системы випереджувальних индикаторов выявления диспропорций.

Для стран с переходной экономикой ускорения или замедления развития является нормой. Поэтому прогнозирование динамики ВВП для трансформационных экономик является важным, но не достаточным элементом системы диагностики состояния экономики. Более необходимым становится система выявления диспропорций развития.

Система диагностики состояния экономики состоит из трех компонентов: макроэкономического прогноза, системы выявления диспропорций, рекомендаций экономической политики по решению выявленных проблем.

Система выявления диспропорций имеет два блока: блок индикаторов динамического мониторинга параметров развития ситуации на макроринках и блок основных диспропорций. Исходя из выявления проблем экономики страны, формируются рекомендации относительно направлений макроэкономической политики по их решению.