Общая характеристика рынка труда

На эффективное функционирование национальной экономики значительно влияют процессы, происходящие на рынке труда. Любой рынок может функционировать только при условии объединения рабочей силы и средств производства. Спрос и предложение рабочей силы формируются именно на рынке труда, специфическим признаком которого является то, что это рынок наемного труда, на котором работодатель и наемный работник выступают как юридически равноправные лица.

Рынок труда функционально связан с товарным рынком, рынками капитала, информации, образовательных услуг, жилья и т.д. Но существенно влияет на состояние рынка труда конъюнктура товарного рынка, где формируются совокупный спрос и совокупное предложение. В условиях низкой экономической активности субъектов товарного рынка ухудшается и состояние рынка труда - на нем растет безработица. И наоборот. На рынке труда возникают не только экономические, но и социальные проблемы - социальное напряжение в обществе, общественные движения и т.п., которые рыночные механизмы не в состоянии самостоятельно решить Для решения таких проблем необходимо создание соответствующей системы государственных механизмов влияния на рынок труда: разработка трудового законодательства, программ содействия занятости, помощь безработным.

Субъекты рынка труда - работодатели и наемные работники - существенно отличаются по их отношением к средствам производства. Работодатели являются собственниками средств производства, а наемные работники обладают способностями к труду. Поэтому на спрос на рабочую силу, который формируют работодатели, и на предложение рабочей силы, которую формируют наемные работники, влияют разные факторы. Так, спрос на рабочую силу зависит от уровня производительности труда, технического оснащения производства, уровня экономической активности - фазы цикла. Предложение определяется уровнем заработной платы, образования и квалификации, условиями труда, профсоюзным защитой, религией, налоговой системой, миграцией населения. Соотношение между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда определяет уровень занятости и проявляется в рыночной цене рабочей силы - заработной плате. Поскольку рабочая сила является специфическим товаром, то и ее цена - заработная плата - имеет определенные специфические особенности. Зарплата - основной источник денежных доходов домашних хозяйств, а с учетом цен на потребительские товары и услуги в основном определяет уровень жизни населения. Для поддержки мотивации труда необходимо придерживаться объективной закономерности: темпы роста заработной платы не должны превышать темпы роста производительности труда.

Рынок труда выделяют в широком и узком смысле. В широком смысле рынок труда представляет собой систему социально-экономических отношений, которые обеспечивают эффективное использование рабочей силы и ЕЕ воспроизведения. В узком смысле рынок труда рассматривают как систему отношений между субъектами этого рынка - работодателями, которые определяют предлагаемую количество, качество рабочих мест, условия труда, и наемными работниками, которые претендуют на рабочие места, принимают условия труда и влияют на них. Отношения на рынке труда регулирует государство.

Специфика рабочей силы как товара заключается в том, что объектом купли-продажи на рынкетруда является способность к труду (право на использование рабочей силы), в результате чего товар не отделяется от предыдущего владельца. Отношения между субъектами рынка реализуются через государственную или коммерческую службы занятости, а также непосредственно через кадровые службы предприятий путем заключения договора найма, трудового договора, контракта. Рынок труда выполняет специфические функции: общественного разделения труда (разграничения наемного работника и работодателя, распределение наемных работников по профессиям и квалификации, отраслями производства, регионами); информационную (информация об условиях найма, уровне заработной платы, предложение рабочих мест и рабочей силы, качество рабочей силы и т.д.); посредническую (организация встречи работодателей и наемных работников); стимулирующую (обеспечение конкурентной среды на рынке труда); достижения равновесия между спросом и предложением рабочей силы; решение вопросов занятости; поддержки безработных.

Цель анализа рынка труда состоит в необходимости: выявить изменения количества рабочей силы на протяжении года; определить отраслевой распределении работающих; оценить структурные сдвиги в экономике, которые влияют на динамику занятости и уровень квалификации; определить уровень и тенденции незанятого населения; дать оценку скрытой безработицы; выявить профессиональную и региональную мобильность трудовых ресурсов; оценить эффективность политики занятости; прогнозировать тенденции занятости. Итак, анализ рынка труда позволяет предоставить каждому субъекту экономики необходимую информацию, на основе которой принимаются решения о выборе вида деятельности, образования и т.д.

В процессе анализа необходимо учитывать факторы, влияющие на состояние современного рынка труда. Наиболее важными из них являются: S цикличность экономического развития; S динамика производительности труда; S целевое бюджетное финансирование приоритетных направлений экономики; S структурные изменения в экономике под воздействием НТП; S диверсификация производства; S реструктуризация отдельных отраслей экономики (ВПК; угольная и перерабатывающая промышленность и т.п.); S влиятельности профсоюзов;

Характер трудового законодательства; S государственная политика в области регулирования занятости и безработицы; S масштабы приватизации и создания рабочих мест. Конъюнктура рынка труда определяется соотношением между спросом и предложением рабочей силы. В зависимости от этого соотношения рынок труда может быть трех типов: працедефицитним - когда на рынке труда ощущается нехватка предложения рабочей силы; праценадлишковим - когда на рынке труда высокая безработица и имеет место избыток предложения рабочей силы; равновесный, когда спрос на рабочую силу уравновешивается его предложением.

Отметим, что современный экономический рост в высокоразвитых странах Западной Европы, США, Японии сопровождается увеличением працеинтенсивности. Это означает, что внедрение новейших научно-технических разработок невозможно без создания новых рабочих мест не только по качеству, но и по количеству. Потребность в создании таких рабочих мест в 70-х PP. в странах Западной Европы возникала при условии экономического роста среднегодовыми темпами в А-5%. Теперь новые рабочие места в западноевропейских странах создаются уже при 2%-ных темпов экономического роста, а в США - даже за 0,6%-го темпа роста.

Рынок труда находится в непрерывном движении. За ним следят функциональные подразделения по вопросам занятости населения. В Украине - это Министерство труда и социального развития, Государственный комитет статистики. С целью международного сотрудничества в деле улучшения условий труда и устранение социальной несправедливости в 1919 г. было основано Международную организацию труда (МОТ). Вместе с правительственными чиновниками в ее работе принимают участие представители предприятий и организаций трудящихся. С 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждением ООН. Украина является членом МОТ с 1954 г. К МОП входят 176 стран-членов. Деятельность организации осуществляется по двум основным направлениям. Это разработка и принятие документов, которые устанавливают основные права в сфере труда, найма и профессиональной подготовки, условия труда, социального обеспечения, техники безопасности и охраны труда. А также предоставление консультаций экспертам и технической помощи по вопросам труда и социальной политики. С 1 июня 1996 г. в Киеве открыто представительство МОТ.

Процесс формирования рынка труда требует разработки и практического применения комплекса правовых, экономических, социальных мер, которые положительно влияют на рыночное среду, создавая определенные условия его функционирования. Существенными предпосылками являются: обеспечение свободного перемещения граждан в едином экономическом пространстве; наличие жилья; отсутствие ограничений на заработную плату; создание и эффективное функционирование бирж труда, системы профессиональной ориентации, повышение квалификации рабочей силы; наличие необходимых финансовых средств для эффективной работы территориальных органов трудоустройства.