Секторная структура ВВП

Анализ структуры ВВП осуществляется по следующим видам: секторный структура; структура на стадии производства; структура на стадии конечного использования или с совокупными затратами; структура по доходам.

Рассмотрим секторный структуре ВВП.

Институциональные секторы экономики представляют собой хозяйственные единицы, которые находятся в пределах экономики и владеют активами, берут на себя обязательства и могут заниматься хозяйственной деятельностью с другими хозяйственными единицами. В национальных счетах, рекомендованных ООН в 1993 г., различают следующие секторы экономики: сектор нефинансовых корпораций (НФК), который охватывает предприятия всех форм собственности, занимающиеся производством товаров и нефинансовых услуг и финансируют свою деятельность за счет собственных средств, кредитов на финансовом рынке, так и за счет государственного бюджета. Сектор НФК включает три группы отраслей: добывающей, перерабатывающую и сферу услуг; сектор финансовых корпораций (ФК), который охватывает корпорацийни организации, занимающихся финансово-посреднической деятельностью: банки, страховые организации, доверительные общества, негосударственные пенсионные фонды и т.д.; сектор общегосударственного управления (ЗГУ), который охватывает органы государственного управления местного, регионального, центрального уровней, которые осуществляют законодательную и исполнительную власть, взимают налоги и финансируют государственные расходы. К этому сектору также относятся некоммерческие бюджетные организации, которые предоставляют:

а) индивидуальные бесплатные или льготные нерыночные услуги в сфере образования, здравоохранения, искусства и культуры и т.д.;

б) коллективные нерыночные услуги в сфере науки, обороны, государственного управления, поддержание общественного порядка и т.д. К сектору ЗГУ относятся государственные фонды, которые образуются из обязательных взносов; сектор домашних хозяйств (ОХ), который охватывает отдельных физических лиц, семьи, которые являются потребителями товаров и услуг; сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (НКО), который охватывает организации, созданные домашними хозяйствами за счет собственных взносов для обеспечения своих политических, религиозных, профессиональных интересов (политические партии, церковь, профессиональные союзы); сектор заграницу (3), который охватывает субъектов хозяйствования, расположенных за рубежом, но осуществляют экономические операции с резидентами данной страны. По каждому сектору в отдельности анализируют: производство ВВП; конечное использование ВВП; ВВП по доходам.

Производство ВВП по секторах рассчитывается как разница между валовым выпуском и промежуточным потреблением секторов. Определяется стоимостный объем ВВП по секторах, а также удельный вес ВВП и промежуточного потребления в валовом выпуске в разрезе секторов экономики. Валовой выпуск - это полная рыночная стоимость произведенных в стране за год товаров и услуг. Промежуточное потребление включает стоимость использованных в секторах для производственных нужд материалов, сырья, электроэнергии, топлива и т.д., полностью переносится на созданный продукт.

Конечное использование ВВП состоит из конечных потребительских расходов, валового накопления и чистого экспорта.

В состав конечных потребительских расходов входят потребительские расходы сектора домашних хозяйств, общегосударственного управления и некомерциних организаций В структуре ВВП по категориям использования наиболее долю составляют конечные потребительские расходы (как правило, больше 60 - 70%), а с них - потребительские расходы домашних хозяйств. Последние формуюються с доходов наемных работников, смешанного дохода от личного подсобного хозяйства и других видов деятельности.

Может наблюдаться сокращение доли конечных потребительских расходов домашних хозяйств, но это является признаком увеличения сбережений. Это, скорее, свидетельствует об ухудшении качества жизни населения. Рассчитывается также уровень потребительских расходов на душу населения, который сопоставляется с чертой малообеспеченности. Анализируют также структуру потребительских расходов домашних хозяйств, определяя долю расходов на продукты питания, на услуги, на приобретение непродовольственных товаров и т.п. При этом надо помнить, что изменения в структуре потребления населения могут происходить и под влиянием постоянного роста тарифов на энергоснабжение, коммунальные услуги, услуги транспорта и связи, то есть не быть прогрессивными. Высокая доля потребления секторов ЗГУ и НКО в конечных потребительских расходов и ВВП является фактором роста бюджетного дефицита, денежно-кредитной эмиссии, провоцирует гиперинфляции, уменьшает потребление домашних хозяйств, приводит к росту централизации экономики. Суммарные затраты секторов общегосударственного управления и некоммерческих организаций называют непроизводственными затратами.

Анализ охватывает сопоставление динамики реального ВВП и темпов изменения конечных потребительских расходов сектора ЗГУ, а также темпов инфляции. Уровень государственного потребления определяет связь между темпами экономического роста и темпами инфляции. В странах с уровнем государственного потребления менее 10% даже значительная инфляция не может помешать экономическому росту.

Чрезмерное государственное потребление в условиях низкой монетизации экономики способствует возникновению такого негативного явления, как рост стоимости денег. Растущие номинальные процентные ставки, которые значительно превышают уровень инфляции и влияют на реальную процентную ставку за кредит, уменьшают спрос на инвестиции. Кроме того, чрезмерное изъятие средств на финансирование государственных нужд приводит к упадку производства, поскольку сопровождается сокращением расходов на валовое накопление основного капитала и снижает темпы его обновления.

Опыт стран, осуществляющих переход к рыночным отношениям, свидетельствует, что уровень государственного потребления, который превышает 16-18% ВВП, препятствует созданию условий для экономического роста из-за уменьшения возможности накопления основного капитала. Валовое накопление для всей экономики - это сумма валового накопления основного капитала (ВНок), изменения запасов материальных оборотных средств , сальдо приобретения ценностей лишь по сектору домашних хозяйств.

Валовое накопление основного капитала состоит из валового накопления основного капитала всех секторов экономики, кроме заграницы.

Запасы материальных оборотных средств рассчитываются для всех секторов, кроме финансовых корпораций и зарубежья.

Запасы материальных оборотных средств является небольшим по размеру элементом ВВП, но необходимыми для нормального функционирования предприятий. В условиях устойчивого экономического развития достаточным является доля этой составляющей ВВП в пределах 4-5%. Но при условии гиперинфляции доля запасов материальных оборотных средств значительно увеличивается. Это объясняется тем, что в условиях инфляционных ожиданий запасы материальных ресурсов превращаются в средство накопления стоимости, получение предприятиями дополнительных прибылей за счет их переоценки.

Чистый экспорт определяется как разница между экспортом ) и импортом и касается только сектора «заграницу».

Отдельно анализируется структура экспорта и импорта. Если в структуре экспорта преобладает продукция сырьевых отраслей, то это не способствует прогрессивным структурным сдвигом в экономике, а свидетельствует об углублении технологического отставания национального производства.

В ходе анализа определяются абсолютные значения конечного использования ВВП и его компонентов в целом по экономике и отдельных секторах, структура конечного использования в процентах к ВВП, также использованного в экономике и секторах, структура каждого компонента конечного использования в разрезе отдельных секторов.

Первичные доходы секторов экономики включают: оплату труда, в т. ч. заработную плату и отчисления на социальное страхование; чистые налоги; валовая прибыль; смешанный доход.

В ходе анализа определяются структура ВВП по доходам в стоимостном выражении, удельный вес каждого компонента первичных доходов в общем итоге и в разрезе секторов. Результаты вычислений систематизируются в соответствующих таблицах.

На формирование структуры ВВП по критериям доходов влияют также изменение производительности труда, уровень ее оплаты, изменения в налогово-бюджетной политике, уровень безработицы, натурализации доходов населения, соотношение в темпах оплаты труда и инфляции. Тенденция снижения доли оплаты труда ведет к снижению платежеспособного спроса.