Условия функционирования и равновесия товарного рынка

Важным условием функционирования товарного рынка является экономическая свобода его субъектов. Они должны иметь право свободно выбирать отрасль производства, тип продукции, распоряжаться ею, устанавливать связи, вести собственную финансовую политику в соответствии с действующим законодательством и т.п. Степень экономической свободы, как известно, определяется формой собственности. Жизнеспособных развитый рынок требует наличия как частной, так и государственной собственности на средства и результаты производства. Однако нужно еще достаточное количество экономически независимых субъектов рынка, когда есть возможность выбора партнера, создание конкурентной среды. Конкуренция обеспечивает (вместе с другими факторами) эффективное функционирование товарного рынка. Конкуренция выполняет ряд функций: регулирование, распределения, мотивации.

Функция регулирования заключается в том, что в условиях конкуренции механизм рынка гарантирует переливания факторов производства в отрасли, на продукцию которых существует наибольший спрос.

Функция распределения означает, что достигнуто в условиях конкуренции рыночная равновесие определяет доходы предприятий, которые в дальнейшем перераспределяются между домашними хозяйствами и другими предприятиями и учреждениями. Функция мотивации заключается в том, что конкуренция создает для предприятий стимулы по экономии затрат, внедрение прогрессивных технологий. В экономической теории существует понятие совершенной конкуренции.

Считается, что конкуренция является совершенной, если ни один из продавцов или покупателей не в состоянии существенно повлиять на цену товара. Совершенная конкуренция достигается при следующих условиях: наличие большого количества продавцов и покупателей отдельного товара, каждый производитель производит малую долю общего объема (не более 35%); однородность товара с точки зрения покупателей; отсутствие входных барьеров для вступления в отрасль нового производителя, существование возможности для свободного выхода из отрасли. Входными барьерами могут быть: исключительное право заниматься данным видом деятельности (производство табака, алкогольных напитков); юридические барьеры (лицензирование экспорта и т.д.); экономические преимущества крупного производства, производство данного товара защищено патентом; высокие расходы на рекламу; S полная информированность всех участников рынка о ценах и их изменения; S рациональная поведение всех участников рынка, которые заботятся о собственных интересах. Заговор в любой форме исключена.

Очевидно, что совершенная конкуренция в современной практике встречается редко. Противоположностью рынка с совершенной конкуренцией являются монополизирован рынок. Сила монополиста тем больше, чем выше входные барьеры в отрасли и чем меньше товаров-заменителей данного товара. Основными проявлениями монополизма на товарном рынке является вымывание «дешевого» ассортимента, навязывание потребителям производителями выгодных для себя условий поставок: объемов, сроков, создание искусственного дефицита производимой монополистами продукции. Таким образом, монополист формирует удобную и выгодную для себя структуру рынка, что разрушает, деформуе рыночные отношения, а прибыль, полученная монополистом, имеет инфляционный характер.

Проявлением монополизации является также ценовая дискриминация, когда предприятие-монополист продает одинаковые товары или услуги разным покупателям по разным ценам в зависимости от их платежеспособности. Ценовая дискриминация возникает, если предприятие-монополист контролирует производство и цены или может сегментуваты рынок, т.е. определить отдельные группы товаров с различным уровнем эластичности спроса от цены.

Однако как совершенная конкуренция, так и чистая монополия являются крайними вариантами рыночных структур. Для современного рынка характерно синтез конкуренции и монополии в виде олигополии. Олигополия представляет собой такую рыночную структуру, когда в отдельно взятой отрасли экономики доминируют несколько крупных корпораций, которые конкурируют между собой. При этом существуют высокие входные барьеры в отрасль для других производителей. Таким образом, складывается ситуация, когда внешняя конкуренция практически отсутствует, но сохраняется в пределах самой олигополистичнои структуры.

Характерными чертами олигополии являются: небольшое количество предприятий в отрасли. Чаще всего их количество не превышает десяти. В связи с этим выделяют «жесткую» (когда на рынке данного товара господствуют 2-3 крупные предприятия) и «расплывчато» олигополии (когда на рынке господствуют 6-7 предприятий); наличие высоких входных барьеров в отрасль, что связано с экономией, которая возникает у крупных предприятий (это так называемый эффект масштаба), владением патентами, контролем за сырьевыми ресурсами, высокими расходами на рекламу; взаимозависимость, которая проявляется в том, что каждое предприятие (при условии их небольшого количества) обязано учитывать реакцию конкурентов при формировании своей экономической политики.

Именно поэтому государство ограничивает монополизацию рынка, защищая конкуренцию. Для этого применяются различные антимонопольные меры, в том числе признание действий отдельных предприятий противозаконными в таких случаях: явная монополизация рынка, когда доля отдельного производителя в общем объеме продаж превышает 35%; фиксирование цен; слияние предприятий, если создание нового большого предприятия ведет к снижению конкуренции; директората, переплетаются, т.е. запрещается быть членом совета директоров двух конкурирующих компаний; связанные контракты, когда приобретение товара возможен только при условии приобретения еще и другого товара; исключительные контракты, когда запрещается покупать товар у конкурента данного производителя.

В реальности некоторые формы конкуренции влияют на монополиста: потенциальная конкуренция (возможность появления в области нового производителя), конкуренция нововведений со стороны товаров-заменителей, конкуренция с импортными товарами. Для определения степени конкуренции на товарном рынке используется ряд индексов: индекс Харфиццала-Хиршмана (ННИ); коэффициент рыночной концентрации (CR);-ступень (уровень) монополизации рынка (MR); индекс монополизации рынка (IMR).

Конкуренция играет важную роль в становлении равновесия на товарном рынке. Конкурентная борьба вынуждает производителей искать пути снижения себестоимости своей продукции с целью максимизации прибыли и таким образом стимулирует внедрение ресурсосберегающих технологий, непрерывного научно-технического прогресса. Равновесие на товарном рынке достигается, когда совокупный спрос равен совокупной предложения (модель «AD - AS»), когда инвестиции равны сбережениям (модель «изъятия - инъекции»), когда совокупные расходы национальной экономики равны ВВП (модель «затраты - выпуск» . Макроэкономическая теория изучает построение этих моделей. Но для анализа национальной экономики важно обратить внимание на некоторые особенности достижения равновесия на товарном рынке.

Как известно, существуют ценовые и нецинови факторы совокупного спроса (AD). Остановимся на ценовых: эффект процентной ставки, эффект богатства, эффект импортной закупки. Анализируя эти эффекты, следует подчеркнуть, что эффект процентной ставки влияет на совокупный спрос через изменение прежде всего спроса на инвестиционные товары, для оплаты которых нужно брать деньги в кредит. Это изменяет спрос на инвестиции, предприятия реагируют изменением объемов производства, источником расширения которого являются инвестиции. Например, уменьшение производства приводит к сокращению спроса на рабочую силу, растет безработица, уменьшаются доходы домашних хозяйств, что влияет на уменьшение потребительского спроса. Следовательно, эффект процентной ставки действует через инвестиционный спрос на потребительский, вместе эти два попить составляют большую долю совокупного спроса и поэтому обусловливают его смену. И наоборот, эффект богатства вызывает сначала изменение потребительского спроса домашних хозяйств, а значит, и изменение сбережений. Вследствие этого изменяется инвестиционный спрос, а также весь совокупный спрос. Модель Хикса охватывает четыре квадраты. Кривая в первом квадрате раскрывает взаимосвязь между ставкой процента и ВВП, опосредованный инвестициями и сбережениями. Кривая показывает все комбинации ставки процента и совокупного выпуска, при которых товарный рынок находится в состоянии равновесия.

Особенностью модели равновесия товарного рынка «затраты - выпуск» или «кейнсианской крест» является то, что в ней выделяются запланированные и фактические затраты, которые различаются между собой на величину непредвиденного превышения созданной продукции над реализованной или реализованной над созданной в пределах определенного периода.

Индикаторами состояния товарного рынка являются макроэкономические показатели, которые согласно СНР охватывают валовой внутренний продукт, валовой национальный доход, чистый внутренний продукт, национальный доход, личный доход, личный доход в распоряжении. Часть доходов получается в теневой экономике, не учитывается статистическими органами и не облагается налогом. Поэтому различают официальный и неофициальный валовой внутренний продукт.

Для оценки масштабов теневой экономики используется метод устойчивых взаимосвязей и монетарный метод.

Валовой национальный доход (ВНД) отличается от валового внутреннего продукта (ВВП) на величину сальдо первичных доходов. Развивающиеся страны вынуждены платить доходы (проценты, дивиденды) развитым странам. Поэтому в этих странах ВВП превышает ВНД. Для развитых стран, наоборот, положительное сальдо первичных доходов обеспечивает превышение ВНД над ВВП. На динамику чистого внутреннего продукта (ЧВП) влияет динамика ВВП и амортизации. Если в стране проводится политика ускоренной амортизации, активно внедряются новые технологии, осуществляется замена устаревших основных фондов, то темпы амортизации начинают превышать темпы ВВП. Тогда динамика ЧВП видставатиме от динамики ВВП. И наоборот.

Ускоренная амортизация увеличивает темпы амортизации, но не меняет капиталомисткисть производства. Новая техника может увеличивать капиталомисткисть, если ее стоимость растет темпами, превышающими ее производительность.

По каждому из макроэкономических показателей анализируется абсолютный прирост, темп роста относительно предыдущего и базового лет, темп прироста. Такой анализ позволяет сделать вывод относительно экономического роста, стагнации или спада.

Применение ВВП на душу населения в качестве показателя экономического благосостояния несколько ограничено по определенным причинам. Именно поэтому рассчитывается показатель чистого экономического благосостояния (ЧЕД).

Соотношение в темпах изменения показателей ВВП и ЧЕД может быть разным. Выделяют номинальный и реальный ВВП. Номинальный ВВП зависит от динамики цен и динамики производства товаров и услуг. Реальный ВВП абстрагуеться от динамики цен и зависит только от динамики производства.

Индекс Пааше рассчитывается для набора товаров и услуг, который меняется, и отражает возможность взаимного замещения товаров. Для фиксированного набора потребительских товаров и услуг рассчитывается индекс Ласпейреса. Средне-геометрическое значение индексов Пааше и Ласпейреса определяет индекс Фишера.

Одним из условий эффективного функционирования товарного рынка является конкуренция, которая выполняет функции регулирования, распределения и мотивации. На монополизировано рынке цены абсолютно нееластични к спросу. Монополист может увеличить свою выручку от реализации при условии повышения цен и снижение объемов производства. Для определения степени конкуренции на товарном рынке используется индекс Харфиндала-Хиршмана, коэффициент рыночной конкуренции, степень монополизации рынка, индекс монополизации.

Конкуренция играет важную роль в становлении равновесия на товарном рынке. В условиях монополизации возникает парадокс модели равновесия товарного рынка «AD - AS», когда совокупное предложение, как и совокупный спрос, обратно зависит от цены. В таком случае устанавливается гораздо более низкий объем равновесного ВВП при условии резко повышенной равновесной цены. На парадокс модели равновесия «AD - AS» влияет динамика производства в отраслях с высокой капиталомисткистю.