Практика построения "социальной экономики" в Германии (ФРГ)

Послевоенную Германию считают образцом успешного воплощения модели "социальной рыночной экономики" в жизнь. Страна, которая проиграла войну и была "раздавленная" победителями в неслыханно короткий срок смогла не только возродиться экономически, но и окрепла политически, объединилась с отделенным Востоком и занимает сегодня лидирующие позиции не только в Европе, но и в мире. Практическое осуществление концепции "социального рыночного хозяйства" вполне справедливо повьязуюють с именем выдающегося немецкого экономиста-теоретика, министра экономики и, наконец, канцлера ФРГ - Людвиг Эрхард. В основу своей практической социально-экономической политики Л. Эрхард положил "ордолиберальну концепцию". Вышеназванные "три зубцы" данной концепции (сочетание регулирования с конкуренцией, восстановление и стабильность денежного обращения, социальная безопасность и справедливость) пройнялы всю его практическую деятельность. Именно благодаря его социально-экономической политике страна смогла в короткий исторический срок провести безпрецендентний в истории восстановительные работу. Л. Эрхард писал: "С помощью этой политики нам не только удалось дать работу и пищу населению, которое увеличилось на одну четверть, но и поднять благосостояние этих людей на такой уровень, который превышает уровень лучших предвоенный лет." Социальное рыночное хозяйство "ушло тяжелым , но честным путем восстановления "1. Но именно благодаря этому ему удалось завоевать доверие всего мира. Своей Реформацию Л. Эрхард сплотил немецкий народ, пробудившы у способных работать их творческие возможности, а для неспособных создать условия достойного человека существования.

Поскольку целью антикризисной-реформационное процесса в Украине провозглашено построение "социального рыночного хозяйства", теория и практика такого реформирования в послевоенной Германии (при всех различиях - экономических, политических, национальных, психологических и исторических - между нашими странами) заслуживает тщательного изучения. Поскольку. даже поверхностный обзор всей совокупности экономических, социальных и политических реформ в послевоенной Германии невозможен, обозначим лишь некоторые, наиболее выдающиеся, направления в создании "социальной рыночной экономики".

Главными предпосылками успешного перехода от централизованно-управляемого типа хозяйствования к "социальной рыночной экономики" сторонники этой системы считают установления экономического равновесия на макроуровне, ликвидации инфляции и установления стабильности денежного обращения в стране. Экономическую реформу, которую начал в июне 1948 г. Л. Эрхард, часто отождествляют с денежной реформой (начало -20 июня 1948 p.), проведенной в послевоенной Германии. Это не совсем точно, поскольку денежная реформа представляла собой лишь один элемент сплошного реформации социально-экономического механизма страны. ее целью был слом остатков централизованно-управляемой экономики фашистского типа и переход к "социально ориентированной рыночной экономики". Л. Эрхард, в то время ответственный директор Экономического управления, счел необходимым одновременно осуществить денежную реформу, отменить плановое управление экономикой, отменить систему централизованного определения цен, что должно было способствовать переходу к рыночным отношениям.

Сразу отметим, что эти теоретические представления Л. Эрхард довольно продолжительное время коригувалися чрезвычайным положением послевоенной разрухи в Германии: цены на основные продукты питания долго находились под государственным надзором, часть товаров розподилялася прямо и централизованно, жилье и его распределении находились под бдительным оком правительственных органов. До 1958 г. (пока не восстановилась конвертованисть марки) правительство осуществляло жесткое централизованное управление платежными средствами. Учитывая денежную реформу, проведенную в Украине в сентябре 1996 p., интересно отметить некоторые черты денежной реформации в Германии. Денежную систему ФРГ реформировали наподобие американской федеральной денежной системы, но с учетом немецкого специфики. Денежные средства (рейхсмаркы), которые находились в обороте заменялись на новые - "Дойче марки. Гражданам и юридическим лицам обменивались "рейхсмаркы" (вместе со сбережениями в банках) на новые "Дойче марки" по количеству предъявленных денег и соответственно размер сбережений в финансовых учреждениях. Соотношение: 10 Дойче марок за 100 рейхсмарок. Обмен РМ на ДМ составлял т. наз. "первоначальное приданое". Для свободного пользования оставалось лишь 50% "старых долговых исков. Такими были основные принципы денежной реформы.

После начала денежной реформы социально-экономическое развитие страны было неоднозначным. Промышленное производство резко возросло: за 1948 г. - на 50%, в 1949 г. - еще на 25%, но занятость упала, увеличилась безработица. Резко подскочили цены на "черном" и легальном рынках (кроме цен на продукты питания, которые находились под правительственным контролем и имели верхнюю границу). Население тратило почти все свои средства на рынке. Проблема ликвидности заставил предприятия выбросить на рынок скрытые запасы сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.

Все же инфляция сказалось, что сказалось на жизненном уровне населения. Оппозиция начала кампанию возвращение к старой централизованной системы управления. В этих сложных обстоятельствах Л. Эрхард не отказался от ориентации на рыночную экономику. Регулирующая роль центрального правительства заключалась в том, чтобы не допустить "перегрева экономики". Правительство Эрхард проводил т. наз. "ограничительную политику". "Ограничительная политика" начального периода экономической реформы проявилась в том, что 70% сбережений было "заморожено" (не изъято насильственным путем как у нас, а именно "заморожены" на определенный срок).

Л. Эрхард наглядно показал искусство коньюктурнои политики "в стабилизации экономики. Макроэкономическое равновесие, как известно, достигается балансировка совокупного спроса и совокупной предложения. Т. н. "эффективный спрос" был ограничен и приспособленный к реалиям без нарушения принципов функционирования денежно-рыночного механизма. Главным врагом, как и в любой стране переходного периода, была инфляция. Чтобы предотвратить ее "розкручуваванню" вся кредитная политика правительства была направлена против кредитной экспансии. Центральный банк страны повысил т. зв. "обязательный резерв" коммерческих банков с 10 до 15%. Было ограничено также возможность для коммерческих банков осуществлять редисконт (переучет векселей).

Экономические рычаги и факторы тесно связаны с политическими. Главной опасностью инфляционной экономики, как известно, есть угроза раскручивания "инфляционной спирали" цены - зарплата - цены, и снова "по спирали". С целью предотвращения такому ходу событий правительство Эрхард достиг соглашения с профсоюзами по их требованиям повышения заработной платы. В ответ и в обмен на стабильные цены (по основным продуктам питания, квартплате, транспортным расходам) профсоюзы обязались проявить дисциплинированность. Рост зарплаты было умеренным и не стало фактором дальнейшей "инфляционной спирали". Последствия такой политики правительства оказались довольно быстро. Уже в конце 1948 г. рост цен прекратился, а по некоторым товарам началось их снижение. Произошло выравнивание спроса и предложения, т.е. восстановилась макроэкономическая равновесие. Некоторые товаропроизводители испытали трудности со сбытом своей продукции в результате конкуренции, возросла. Рынок начал меняться и трансформироваться из "рынка продавца" (экономика спроса) в "рынок покупателя" (экономика предложения). Стабилизация денежного обращения, как основной фактор, который обеспечивает непрерывное функционирование денежно-рыночной экономики, создала стартовые условия для будущего быстрого и динамичного развития экономики.

Надо отметить, что достижение макроэкономической и денежной стабилизации устанавливается не навсегда и об экономической равновесие и экономический рост надо заботиться постоянно. Причем здесь возникает множество проблем (которые требуют отдельного рассмотрения), а их решения в каждой конкретной стране в каждый конкретный период требует совершенно конкретного подхода и применения специфических методов.

Итак, "космический старт" захиднонимецькои экономики начался с переходом от централизованно-управляемого типа экономики к "социально ориентированной рыночной экономики". За период 1950 - 1965 PP. общественный продукт и национальный доход ФРГ вырос в 4,2 раза, а средняя заработная плата - примерно втрое (с 2911 ДМ к 8493 ДМ), сбережения в банках с С млрд. ДМ до 110,7 млрд. ДМ. Эти годы названы "золотыми" в развитии страны и получили название немецкого "экономического чуда".

Экономические достижения дали толчок и социальным преобразованиям. Как составная часть "социального рыночного хозяйства" социальная система ФРГ базируется на следующих фундаментальных принципах как страхование, обеспечения и помощи. Государственные расходы на социальные нужды включают, во-первых, систему социального страхования, которая обслуживает сферу классических рисков, во-вторых, элементарное обеспечение через социальную помощь, и, в-третьих, формы социальной помощи (охрана материнства, помощи на детей, по квартплате , получения образования, приобретения имущества и т.п.). Историческим законодательным актом стала пенсионная реформа 1957 г. Она создала динамичную систему обеспечения старости, исходя из развития доходов работающих. Другие законы предусматривали помощь многодетным семьям и "выравнивание" бремени семейных расходов. Такая социальная политика одновременно обеспечила экономический подъем, социальную защиту и свободное развертывания личной инициативы.

Свое истинное отношение к "социальной политики" недвусмысленно сформулировал сам Л. Эрхард: "Свободный хозяйственный строй может удерживаться в течение длительного времени лишь в том случае, если в социальной жизни нации обеспечен максимум свободы, максимальной степени проявляется частная инициатива и заботу каждого о себе. . Напротив, когда все усилия социальной политики направлены на то, чтобы каждого человека с момента его рождения предостеречь от всех жизненных бед, то есть, когда пытаются что-либо оберегать ее от всех жизненных несогласие, тогда - и это вполне понятно - нельзя требовать от людей, воспитанных в таких условиях, чтобы они выявили в необходимой мере такие качества, как жизненная сила, инициатива, стремление к достижениям в производительности и другие лучшие качества, такие зореносни в жизни и будущее нации, и которые, кроме того является предпосылкой для создания основанного на личной инициативе социального рыночного хозяйства "1. Построение "социального рыночного хозяйства" в ФРГ произошла в чрезвычайно короткие исторические сроки, полностью восстановила разрушенную войной экономику и резко повысила народный благосостояние. Это было результатом четко продуманной социально-экономической политики правительства, его энергичной политической воли, следствием последовательных действий, дополненных уверенностью в успехе выбранного пути. Опыт экономических, социальных и политических реформ в ФРГ опровергает распространенную точку зрения о неизбежные для населения бедность и обнищание в переходный период .* Принципы и хода одновременного проведения денежной и социально-экономической реформы в ФРГ свидетельствуют об эффективности этих мер в направлении создания "социального рыночного хозяйства ". Опыт "перестройки" в Германии свидетельствует также и о возможности успешного сочетания высокой экономической эффективности и социальной ориентации в экономическом развитии. Такое сочетание было едва ли не самым востребованным в условиях, которые сложились в начале 90-х годов в постсоциалистических странах, в частности в Украине. Негативные последствия многолетнего деяния централизованно-управляемой системы (общая безответственность, настроения утриманства, отсутствие личной инициативы и т.д.) можно преодолеть только целым комплексом целенаправленных и продуманных мер.

Сказанное вовсе не означает, что мы должны повторить или копировать опыт Германии или любой другой страны. Однако приведенный исторический опыт и ход событий в послевоенной ФРГ чуть ли не буквально напоминает события, развернувшиеся в странах бывшего СССР и постсоциалистических странах Восточной Европы. Постигнуть мировой опыт и воплотить его в реальную практику, в жизнь с учетом национальной специфики и является задачей народа каждой страны.