Ордолиберальная концепция и политико-идеологическая борьба

Выдающиеся австро-немецкие экономисты, социологи и юристы (Альфред Мюллер-Армак, Вильгельм Репка, Александр Рюстов, Вальтер Ойкен, Франц Бьом и другие) стремились разработать концепцию "рыночной экономики", совмещенной с государством, задачи которой были бы четко выраженными и одновременно обеспечивали б свободу предприятий, фирм и потребителей.

Они стремились разработать социально-экономическую концепцию, которая бы основывалась на идее свободы и ориентировалась на человека, который действует самостоятельно и с чувством собственной ответственности. Творческие способности такого человека должны свободно развернуться в рамках права и порядка, которые устанавливает государство. Духовным центром этих идей стал университет в городе Фрайбург (где и возникла т.н. "фрайбурзька школа"), а сами члены "фрайбурзькои группы" называли себя "ордолибераламы" (по названию одного из их публикаций).

Сама концепции "социальной рыночной экономики" основана не только на либеральной идейному заделе "фрайбурзькои школы", но и во многом исходила из основ христианского социального учения. Духовные отцы "социальной рыночной экономики" в экономической жизни главное значение придавали четко определенной задачей государства и преимущественно личной заангажированности отдельного гражданина. Они отклоняли широкое вмешательство государства в хозяйственную деятельность, опираясь на достижения экономической науки, а также на этические соображения. В тридцатых и сороковых годов XX ст. со всей очевидностью выяснилось, что система управления экономикой, которую практиковали национал-социалисты и коммунисты, не только грубо пренебрегали личную свободу человека в ее решениях. и действиях, но и однозначно уступала рыночной экономике, которая основывалась на принципах конкурентной борьбы. Одновременно "ордолибералы" высказывали и критическое отношение к беспорядочной и своевольной деятельности рынка. В отличие от некоторых классиков политической экономии они значительно большей степени считали необходимым существование эффективных законодательных рамочних условий и ограниченного государственного вмешательства - особенно это важно для обеспечения социальной сбалансированности. Таким образом возникла концепция "политического урегулирования", * которая сполучала личную свободу, экономическую эффективность и социальную заанганжованисть. Подобный подход составил, таким образом, концепцию, которая отрицала как "государственный дирижизм" (попытка регламентации государством экономики страны), так и злоупотребления экономической властью. "Ордолибералы" отклоняли обе крайние позиции - "традиционного либерализма" с его игрой "пестрых сил" и о государстве в роли "ночного стражу. Не разделяли они и социалистическую концепцию "всесильного государства", которая ограничивает свободу граждан.

В основном новая концепция социально-экономического устройства, предложенная "ордолибераламы", опиралась на три зубцы: во-первых, способно функционировать регулирования конкуренции, необходимой для динамичного развития хозяйства, во-вторых, регулирование национальной валюты, необходимое для обеспечения стабильности стоимости денег, а также, в-третьих, социальное регулирование, которое гарантирует безопасность, сбалансированность и социальную справедливость. Если в будущем необходимо будет оказывать содействие инновационной деятельности и динамизма, если необходимо предотвратить непредсказуемые концентрации власти на рынках, то речь может идти лишь об одном средство обеспечения такого порядка: о конкурентную борьбу. Однако именно для того, чтобы конкурентная борьба получила возможность в полной мере добиться своего положительного экономического и социального воздействия, ее необходимо постоянно защищать с помощью соответствующего правопорядка. В таком защите конкуренции и состояло решающее задачи государства. Валютное регулирование, основанное на стабильности стоимости денег, должно было учесть опыт гиперинфляции в Германии 1923 -1924 годов. По этой причине нужно было создать независимый центральный банк, которому в законодательном порядке следовало поручить выполнение следующей задачи: предоставлять и отстаивать приоритетное значение обеспечению стабильности стоимости денег. Будущее социальное регулирование должно было заботиться о социальной сбалансированности и способствовать достижению большей социальной справедливости. Оно должно было обеспечить достойное человека существование тем гражданам, которые не имели возможности добиться в хозяйственной деятельности и через это - в конкурентной борьбе - лучших достижений.

Регулирования конкурентной борьбы, валютное регулирование и социальное регулирования с самого начала розумилися как единство. Такая "взаимная зависимость регулировок" (Вальтер Ойкен) требовала не только постоянно держать в кругу зрения их функцию общественной интеграции, но и учитывать принцип совместимости с рыночными правилами всех действий государства.

Уже в первые дни после проведения валютно-денежной реформы (1948 г.) стрелки развития захиднонимецького хозяйства был переведен в направлении "социальной рыночной экономики". На место принудительного хозяйства, которое удавалось до рационування и регламентаций и практически лишь управляла дефицитом, теперь пришли рынки, что на них цены определялись предложением и спросом, а ориентация при принятии производственных решений исходила из современного состояния рынка. Вмешательство государства теперь предусматривалось лишь там, где это обязательно обуславливалось высокими социальными или экономическими требованиями. Как потребители, так и производители очень быстро поняли, что теперь все опять зависит от их решений и достижений. Личный успех и национальный успех в масштабе народного хозяйства уже больше не зависели от государственных распоряжений или ордеров на получение рационованих товаров, а преобладающей степени зависели уже только от собственной инициативы и личной активности. Это создало возможность не только достижение определенного благосостояния и социальной безопасности, но и подъем их на существенно более высокий уровень. Людвиг Эрхард освободил экономику и общество от чрезмерного зарегламентованости и при этом продемонстрировал все преимущества рыночной экономики. Благодаря этому он помог утверждению "социальной рыночной экономики".

В новой экономической политике Социал-демократическая партия Германии увидела подтверждение своих опасений относительно победы "жажды прибылей" над социальной ответственностью. Она в категоричний форме выдвинула требование отставки Людвига Эрхард. Переход от принуждения и рационування к свободному экономического устройства действительно сделал второе полугодие 1948 года "одним из найдраматичниших периодов в истории немецкой экономики" (Людвиг Эрхард. Возникла большая угроза того, что во время этого испытания на прочность новая система потеряет поддержку. После того, как были отпущены цены, спрос первоначально превысил предложение товаров текущего производства или из складских запасов, что имело следствием значительный рост цен. Политические противники Эрхард использовали это как повод для того, чтобы активизировать борьбу против него и его модели рыночной экономики. К этому следует добавить сложную и определяющую проблему безработицы. Для большого числа демобилизованных солдат, которые пытались вновь найти рабочие места для более чем восьми миллионов беженцев и изгнанников, а также для военнопленных, которые возвращались домой, имеющихся мощностей не хватало. Однако Эрхард понял, что безработица, уровень которого в Германии в течение короткого времени существенно вырос, составляет не проблему коньюктуры, а структурную проблему. С большим мужеством и энергией, он отверг предложение оккупационной власти: предпочесть полной занятости перед сохранением стабильности стоимости денег и учреждение финансируемых государством программ.

Эрхард обратился к другим средствам. После того, как было отпущено большинство цен, он отменил решение о замораживание заработной платы и таким образом открыл перед работающими возможность самим свободно определять свою заработную плату в результате переговоров с работодателями. Тарифная автономия как одна из опору нового социально-экономического устройства превратилась в реальность. После этого Банк немецких земель также с заметным успехом начал применять свои инструменты, предназначенные для борьбы с инфляцией. Были сделаны первые шаги в направлении эффективной налоговой реформы. Здесь было поставлено следующую цель: путем значительного и постоянного снижения подоходного налога для всех категорий получателей прибылей и для предприятий и фирм создать лучшие условия для предпринимательских инвестиций, потребления и частного сбережения. Предприятиям и фирмам вновь стало выгодно производить продукцию и осуществлять инвестиции. Благодаря этому чрезмерный спрос вскоре сократился, а высокий уровень цен уменьшился. Сначала это привело к ощутимому росту производительности труда на предприятиях благодаря рационализации, а также высвобождение рабочей силы. Однако уже скоро работодатели начали принимать на работу большее количество людей, и безработица стало заметно сокращаться.