Социальная политика в социально-рыночной экономике

Социальная политика в СРЕ

а) Социальное назначение государства в странах "общего благосостояния" В общей концепции "социальной рыночной экономики" главное назначение "социального государства" - создание как можно большего благосостояния для возможно большего количества граждан, "социальной защиты" и обеспечение "социальной справедливости" через коррекцию распределения доходов и имущества. В широком смысле слова социальная политика государства направлена на обеспечение незащищенным группам населения достойного человека существования. Экономическая наука сводит социальную политику лишь к перераспределению доходов. Здесь в основном речь идет о узкое понимание - перераспределение доходов государством и их перечисления. Однако на практике социальная политика и деятельность государства значительно шире: она обнимает и политике на рынках труда, и стабилизационные политику, и все сферы и институты публичного (гражданского) и трудового права, и практическую социальную работу среди населения.

Социальная политика, безусловно, базируется на "социальной справедливости", но природа и понимание "социальной справедливости" в первую очередь определяется типом социально-экономического устройства, конкретно историей и ментальностью того или иного народа, страны, региона, а в конце концов господствующей идеологией .* Главное отличие идеологий всегда коренится в их специфике и методологических подходах к пониманию основополагающих ценностей. Базовыми ценностями "гражданских обществ" всегда были идеи "равенства", "порядка, справедливости, свободы и прав человека. Такие ценности отражаются практически во всех идеологиях: у консерваторов и либералов, социалистов и социал-демократов. Но на практике базовые ценности и постулаты могут обернуться совершенно противоположными социально-экономическими последствиями. Конкретно внедряемые социальная политика в странах различных идеологий может вращаться и вращается, на самом деле, чрезвычайно разными проявлениями.

Консерваторы рассматривают "равенство" как угрозу порядка и свободы, а социалисты как ее гарантию. Конечная цель либеральной идеологии - противостоять социализма в любых его проявлениях, а цель "социал-демократов" - построение "демократического социализма". Конкретные виды социальной политики в странах "социальных экономик", несомненно, испытывают немалого влияния зависимости от господствующих идеологий - социал-демократической, либеральной, консервативной, социалистической.

Социал-демократическая идеология, которая имеет давние исторические корни, а позднее претерпела огромного влияния кейнсианство, в области чисто "социальной политики" тесно связана с целями создания т.н. "социального государства" с различными вариациями "государств всеобщего благосостояния". Конкретным задачей социал-демократической политики всегда было развитие широких систем социального обеспечения (пенсии, дотации по безработице, пособия многодетным матерям, всевозможные пособия по инвалидности или потери трудоспособности и т.д.). За счет многочисленных социальных фондов такие системы социального обеспечения должны создать достойный человека образ жизни, оплату труда и уровень социального обеспечения без унижения человеческого достоинства. Идеалом "демократического социализма" является удовлетворение основных материальных и духовных потребностей наемных работников и широких масс в целом. "Либеральная модель" в области социальной политики очень близка к "социал-демократической", но конечные цели, как указывалось, у них - разные (ведь "либералы" в конечном счете противостоят социализма, а "социал-демократы" - стремятся социализма). Либеральная модель социальной политики предусматривает сочетание частного и государственного секторов в социальном обеспечении и социальной защите населения. Количество субъектов социальной политики может распространяться, а объектами ее преимущественно должны быть лица, которые не способны по разным причинам обеспечить себя самостоятельно. Она предусматривает различные системы социального страхования, включая в них и самих сотрудников как субъектов социальной политики. Эти системы тесно связаны с регулированием рынков труда.

Консервативная позиция в вопросах социальной политики традиционно противостоит концепции "социального государства". Консерваторы всегда считали, что принцип перераспределения совокупного общественного продукта приводит к снижению самостоятельности индивидов и настроений "утриманства". Они убеждены, что социальные программы, которые составляют слишком большую долю в затратной части бюджетов, приводят к торможению экономического развития и, в конце концов, негативно сказываются и на социальном обеспечении. Исходя из этого, правительство консерваторов, которые пришли к власти во многих странах, стремящихся к снижению участия государства в социальной и экономической сфере, поддержки малого и среднего бизнеса, исповедуют жесткую позицию в отношении профсоюзов. В целом "консервативную идеологию" в социальном вопросе можно оценить как антиетатистську. Однако, несмотря на резкие заявления в адрес сторонников "государства всеобщего благосостояния" и "социального государства", на практике они никогда не отказывались от некоторых ее принципов. Провозглашая курс на значительное сокращение социальных расходов, консервативные правительства, как правило, не реализовывали эти пункты своих программ на практике. Даже "железная леди" М. Тэтчер, увидев негативную реакцию общества на определенные действия его кабинета всегда проявляла "гибкость" в социальных вопросах и вносила коррективы в свою социальную политику.

Общая позиция консерваторов в вопросах социального обеспечения хорошо видна со слов М. Тэтчер: "... слишком многим людям давали понять, что решение их проблем является делом правительства. У меня есть проблема - я получу дотацию Я Бездомный - правительство должно предоставить мне жилье ... Люди хорошо помнят о своих правах на субсидии, не думая об обязанностях. Нет такой вещи как субсидия, есть только люди, которые не выполняют, прежде всего, своих обязанностей ".1 Комментируя этот тезис, отметим, что консерваторы не отрицают функции социальной политики, но добиваются перекладывания части социального обеспечения на гражданина. Он является одновременно и объектом и субъектом социальной политики, а целью последней является - с помощью государства научить граждан самим заботиться о себе.

В контексте названных идеологий и моделей по социальной политике отдельное место принадлежит "социалистической социальной политике" (здесь нет никакой тавтологии, ведь мы уже выяснили, что категории "социальный" и "социалистический" несут совершенно разные содержательные нагрузки). Ведущей идеологической целью и определяющей чертой "социалистической социальной политики является т. н. "патернализм". Она прямо противоположна консервативные идеологии: ее основная цель - декларированным содержание "родительская забота" о своих гражданах, а ее идеологическое и политическое нагрузки - добиться безоговорочной поддержки наибольшим массой населения "своей власти" в обмен на минимальную социальную защищенность и стабильность существования. В "социальной государстве" советского образца устанавливался и молчаливо поддерживался "социальный консенсус - согласие на рутинную и малооплачиваемой работу с небольшим, но гарантированным заработком.

Следует заметить, что в бывшем СССР социальная политика в основном несла нагрузки "политики социального обеспечения" . Все содержание "патерналистськои политики" советского государства, которая базировалась на принципиально нерыночных отношениях, а преимущественно исходила из политического регулирования социальных и экономических процессов, был подчинен, прежде всего , ведущей идеологической цели - построению коммунистического общества. Вполне понятно, (и выше это было показано, что понятие "социальной справедливости" слишком отличаются в странах различных типов "социальных экономик.

Мы уже приводили взгляды теоретика "справедливости" Джона Роулза, который отмечал, что нет "... никакой несправедливости в больших привилегий, заработанных немногими, при условии, что менее удачные тем самым улучшают свое положение. Такое понимание "справедливости" предполагает, что наиболее успешные соотечественники имеют в большей степени винагороджуватися обществом и поощряться к более плодотворной и эффективной деятельности, однако при условии, что они поделятся частью своих возросли состояний с обществом. Главный водороздил в проблеме "социальной справедливости" можно определить как грань между "гражданской равноправием и справедливым неривноправьям".

Ведь принцип "социалистической справедливости" молчаливо (а иногда декларативно!) Разделяет идею "всеобщей равенства граждан" с соответствующими правами на социальное обеспечение. Отсюда и живучесть настроений "патернализму" и нежелание воспринимать новые реалии, и "сопротивление" инновациям, связанным с изменением принципов хозяйствования.

Наша традиционная социальная помощь носит "пассивный характер" (она предоставляет рыбу вместо того, чтобы научить ловить рыбу). Пассивная социальная помощь должна быть направлена на то, чтобы человеку помочь, но, главное, быть реалибитацийною политикой, сделать людей инициативными, ответственными. Сегодня большинство политиков и социологов убеждены, что, если мы не включите механизмы "реабилитации" общества в целом, мы можем потерять большинство населения ( "нищие духом - бедные, а бедные не думают про будущее").

Центральным направлением деятельности "социальной" государства несомненно, является политика "перераспределения доходов". С этой целью государство осуществляет коррекцию т.н. "первичных доходов". их получают владельцы факторов производства (труд, капитал, земля, инновации) вследствие их производственного использования. Свое назначение государство осуществляет посредством налоговой политики, а также системы трансфертных социальных услуг. Под "трансферты" разного рода понимают систему перечисления (передачи) определенных средств. Таким образом слои населения с низкими доходами или те, кто не получает доходов вообще, приобретают возможности повысить свою долю в потреблении, сделать ее более справедливой.

Свою перерозподильчу политику государство осуществляет посредством государственного бюджета, а также организацией системы пенсионного обеспечения и страхования. Путем прогрессивного налогообложения государство пытается нивелировать доходах отдельных групп доходоотримувачив. За счет поступлений в государственный бюджет (налоги, взносы, таможенные и другие сборы) государство финансирует тех, кто не имеет доходов или получает низкий доход. Так осуществляется выравнивание доходов при "первичном" дележе. Главное назначение государства состоит именно в том, чтобы передача доли доходов одних лиц другим в условиях рыночной экономики происходила таким образом, чтобы не снижались стимулы до получения более высоких доходов, а помощь получали лишь те, кто действительно в ней нуждается.

Вторичный распределение (перераспределение) доходов происходит с помощью целой совокупности прямых и косвенных мер, механизм которых будет показано ниже. Здесь лишь отметим, что к т.н. "прямых трансфертов" принадлежат перечисления (в фонды пенсионного и медицинского страхования в дополнение к собственным средствам получателя социальных благ), пособия (по безработице и неполной занятости; социальные; на детей, на получение образования, квалификации и переквалификацию), субсидии (на оплату жилья ) и т.д. Свою помощь государство оказывает в различных формах (школьные завтраки, медицинская помощь, денежные поступления. С целью предоставления большей свободы выбора "трансферты" часто вступают в денежной форме. Кроме "прямых трансфертов" существует большое количество социально обоснованных побочных и неявных льгот при налогообложении, в рамках социального обеспечения, при субсидирования некоторых цен. Сумму этих льгот достаточно трудно просчитать в деньгах. Общие масштабы перераспределения доходов через социальные выплаты и налоговые льготы также очень трудно оценить. Недостаточная информированность и слабая согласованность между отдельными службами и мероприятиями, которые осуществляются в социальной сфере, приводят к тому, что некоторые лица и социальные группы получают чрезмерную помощь, а другим ее явно недодають.

Главное назначение государства в социальной сфере - социальная и экономическая поддержка всех групп населения в вопросах, где есть общие для всех граждан виды риска (болезни, инвалидности, старости, безработицы, несчастные случаи в быту и на работе). Органы социального обеспечения, осуществляющих социальное страхование, пособия и возмещают убытки, действующих в сферах общего социального страхования, социального обеспечения чиновников, осуществляющих страхование на случай безработицы, оказывают помощь жертвам войны, молодежи, беженцам, детям, субсидии на оплату жилья. Определенное представление о различных формах социальной помощи можно получить на примере Германии.

Важным направлением социальной активности правительства является его деятельность на рынке труда. Государство может устанавливать гарантии на рынке труда, в частности гарантированные минимумы заработной платы, обеспечивать сприйнятни условия труда, защищать отдельные группы работников на рынке труда - пособия матерям, которые работают, страховать от несчастных случаев на производстве, регламентировать рабочее время, защищать от противоправного увольнения. Правда, здесь экономические вопросы все больше переходят в юридическую сферу, а потому является предметом особого рассмотрения.

Назначение государства на рынках труда с помощью специфических инструментов правительственного влияния - профессиональное консультирование, организация получения квалификации и переквалификации, обучение и переобучение, посредничество на рынках труда между трудом и капиталом - способствовать установлению справедливых трудовых отношений. А главная задача государства на рынках труда - приспособление структуры рабочей силы (предложение) к спросу, который существует, и заблаговременное предвидение изменений в нем.

б) Социальный бюджет государства

Государственный бюджет в целом, как известно, складывается из поступлений в бюджет и расходов государства на различные цели. На современное государство возлагаются заботы о защите граждан от внешней угрозы, обеспечения основных прав человека (через создание и содержание управленческих и властных структур, судочиннои системы, системы охраны общественного порядка и т.д.), строительство учреждений, школ и коммуникаций, социальная защита населения в случае болезней, безработицы, потери трудоспособности и множество других задач. В этом параграфе мы не рассматриваем всей совокупности государственного бюджета в целом, а сосредотачивает внимание лишь на его социальной части, то есть на социальном бюджете.

Государственные доходы складываются из налогов, различных взносов, таможенных и других сборов. Еще одним источником финансирования государственных задач выступают кредиты, которые государство может получать в различных учреждениях как внутри страны, так и за рубежом. Налоговая политика и принципы налогообложения. Налоги - это денежные сборы, которые государство взимает со своих граждан на законной основе, не предоставляя при этом непосредственно соответствующих услуг. Под налоговой политикой понимают совокупность мер, которые государство осуществляет в системе налогообложения в определенной стране. Вполне понятно, что как сами налоговые системы, так и принципы налогообложения в отдельных странах немного отличаются. Однако определенные закономерности налогообложения в странах "социальной рыночной экономики" можно обнаружить.

Делом, налогообложение должно быть обще справедливым. Принцип "загальности налогообложения" заключается в том, что налоги должны платить все, кто на это способен. Вместе с тем налоговая политика должна быть "нейтральным", т.е. налоги должны как можно меньше влиять на работу рыночного механизма. Отдельный случай представляет собой т.н. "конъюнктурная политика", когда государство через налоговую систему стимулирует или, наоборот, снижает экономическую активность.

Налоги должны быть дешевыми, то есть не наносить ощутимых потерь плательщикам. Это в меньшей степени касается тех налогов, которые служат целям здравоохранения. Так, довольно высокий налог на табачные изделия имеет целью ограничить курение. Есть также разного рода сборы.

В "социальной экономике" высокие доходы облагаются прогрессивно. Центральным вопросом такой экономики является вопрос о "справедливости" этой прогрессии. Дополнительное прогрессивное налогообложение вызывает возражения со стороны тех, кто больше зарабатывает. Вопрос о том, с каких доходов и сколько именно взимать, размеры налоговой ставки всегда являются дискуссионными, зависят от общих политических установок и традиций в конкретной стране, определяются другими многочисленными обстоятельствами.

Налоги с доходов платят все физические лица. Налогом с капитала облагается имущество и приросты имущества и доходы с капитала (налог с доходов, подоходный налог, налог с имущества, налог с наследства). Особые виды налогов с т.н. "оборота". Налогами процессы, следствием которых является оборот стоимости (например, налог на добавленную стоимость, налог на страхование, обменный налог, налог на приобретенную земельную собственность). Налогообложению также подлежат определенные виды товаров - табак, алкогольные напитки, чай, кофе, соль, сахар, нефть. Различают налоги прямые и косвенные. О прямой налог говорится тогда, когда плательщик уплачивает налог финансовым учреждениям собственные средства. Он не может перевести его на кого-то.

Сборы взимаются в пользу определенных получателей (например, на почту или железной дороге. Есть собрание, предназначенные не отдельным получателям, а определенным группам (например, членские взносы на определенные виды расходов. Таможенные сборы взимаются за ввоз, транзит и вывоз определенных групп товаров.

О косвенных налогах идет речь тогда, когда плательщик может переложить ее на кого-то другого, например, в цене на товар, который налогом (в тех же самых алкогольных или табачных изделиях потребитель несет бремя косвенных налогов).

Получив разного рода поступления в бюджет, государство направляет их на разного рода социальные затраты-пенсии, пособия на детей, сохранение заработной платы при болезни, пособия по безработице и т.д. Все это учитывается в расходной части "социального бюджета". Одна из важнейших статей социальных услуг государства - это пенсионное обеспечение. В Германии на эту статью приходится треть всех расходов. Каждая пятая "социальная марка" служит страхованию на случай болезни. Другие важные статьи социальных расходов - страхование по безработице, пенсии государственным служащим и др.

Цель государственной социальной политики заключается в том, чтобы защитить граждан от нужд, возместить им ущерб, дать возможность улучшить положение, в частности финансово поддержать во время личных жертв, на которые идет человек в общественных интересах (например, воспитание детей и уход за малолетними детьми).

Система социального обеспечения так же, как и налоговая система, несколько отличается в разных странах (например, в США, Англии или Германии). Вместе с тем существуют некоторые общие элементы, которые дают возможность сделать некоторые обобщения относительно систем социального обеспечения, как таковых.

Отдельными элементами системы социального обеспечения является т.н. "пенсионное страхование" (страхование, установленное законом; добровольное страхование; добровольное дополнительное страхование) и страхование на случай безработицы. В зависимости от видов страхования существуют и различные виды пенсионного обеспечения. Обязательное страхование распространяется на рабочих и служащих, тех, кто повышает квалификацию или проходит переквалификацию, тех, кто занимается определенными видами самостоятельной деятельности (например, фермеры).

Добровольно может застраховаться каждый, кто не подлежит обязательному страхованию, но постоянно проживает в данной стране. Каждый застрахованный на пенсию при расширенном страховании может платить большие страховые взносы, чтобы потом получать большую пенсию.

Цель пенсионного страхования состоит в том, чтобы гарантировать средства для жизни в старости, на случай преждевременной утраты профессиональной или общей трудоспособности, а также обеспечить средства к жизни членам семьи на случай смерти кормильца. В зависимости от видов различают пенсии в связи с утратой профессиональной трудоспособности, общей трудоспособности или пенсии по старости. Пенсия в связи с утратой профессиональной трудоспособности назначается тем, кто по болезни или по другой причине потерял больше половины работоспособности здорового работника в определенной профессии и кто имеет пятилетний страховой стаж.

Пенсия в связи с утратой общей трудоспособности назначается тем, кто по болезни не может далее продолжать регулярную трудовую деятельность и кто имеет пятилетний страховой стаж. В Германии эта пенсия на 50% выше пенсию в связи с потерей профессиональной трудоспособности. Пенсия на старости назначается по возрасту. Как право на ее получение, так и размер такой пенсии, в большой степени определяется страховым стажем.

Под страховым стажем понимают время, обеспеченный страховыми взносами (т.е. период, в течение которого человек платила взносы на пенсионное страхование). Есть также время, не обеспеченный страховыми взносами (период, в течение которого взносы не уплачивались, например, через военные события), пропущенный срок (период нетрудоспособности, безработице, учеба в школе или в высшем учебном заведении).

Пенсия в связи с потерей кормильца назначается в случае смерти кормильца. Его супруга получает 60% пенсии, причитающейся застрахованному, минимальный страховой стаж - пять лет. Размер пенсии в каждом отдельном случае зависит от времени и величины выплачиваемых в пенсионные фонды сумм.

Страхование на случай безработицы существует лишь обязательна. В Германии страхованию на случай безработицы подлежат рабочие и служащие, которые больше половины нормированного рабочего времени работают за вознаграждение, лица, которые повышают квалификацию или проходят переквалификацию, рабочие-надомникы. Этот вид страхования способствует сохранению и созданию рабочих мест, а также обеспечению жизненных условий во время безработицы.

Право на денежную помощь в связи с безработицей получает тот, кто потерял работу не по собственной вине (если же работник уволился с работы сам, то в течение трех месяцев денежная помощь ему может не выплачиваться. Право на получение пособия по безработице получает тот, кому посредническая контора подыскивает работу, кто обратился с ходатайством о предоставлении ему денежного пособия в связи с безработицей, кто проявляет готовность приступить к "удовлетворительного" работы (в Германии под "удовлетворительным" работой понимают такую работу, когда время на работу и обратно не превышает 2,5 часов, потери заработка - не более трети прежнего). Работа предоставляется тем, кто выполнил необходимые условия. Они считаются выполненными, если тот, кто потерял работу в течение последних трех лет, не менее 360 дней работал с обязательным страхованием на случай безработицы.

Государство также может оказывать различные формы помощи в связи с безработицей. Денежная помощь может предоставляться работникам, которые работают неполный рабочий день, с целью возмещения потерь заработной платы. Эта помощь имеет для бездетным рабочих и служащих 63% фактической зарплаты, а для тех, кто имеет детей - 68%. Видшкодуватися может зарплата, утрачена в связи с банкротством. Она предоставляется наемным работникам, когда предприятие объявляет о своем банкротстве и они не получают зарплаты. В этом случае оплачивается полный фактический заработок последних трех месяцев и невыплаченные взносы на социальное страхование. В целом проблема безработицы заслуживает более подробного рассмотрения.

в) Проблема безработицы в социальной экономике Проблема безработицы - самые в социальной экономике. В теории довольно часто противопоставляет понятие "безработица" и "полная занятость". Это противопоставление не совсем корректное, поскольку полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Безработица развивается в нескольких формах-т. зв. "циклическая", "фрикцийна", "структурная". Две последние считаются "нормальными" с точки зрения функционирования рыночной системы. Поэтому понятие "полной занятости" может быть вполне совместим с естественным уровнем безработицы, при учете которого учитывают "фрикцийну" и "структурной" незайнятисть. Последние два вида безработицы считаются неизбежными, а поэтому "полная занятость" определяется как занятость, которая составляет менее 100% рабочей силы. Полной считается занятость, когда "циклическое" безработицы равен нулю. Итак, несколько процентов безработицы считаются "нормальным" явлением (хотя некоторые аналитики выступают против такого определения). Реальный объем производства, которого можно достичь при таком понимании полной занятости, выражает производительный потенциал экономики. Развитие "циклической" формы безработицы приводит к превышению ее фактического уровня над "естественным". Экономическая цена этого превышения выражается в отставание фактического объема ВНП от его потенциальной величины.

Кроме этого в социальной экономике с безработицей связаны большие внеэкономических расходы. Они проявляются в деквалификации незанятой рабочей силы, расстройстве моральных ценностей, острых социальных и политических конфликтах. Наличие определенного количества безработных ни у кого не вызывает большого беспокойства, пока не становится проблемой. Но что именно это число? Какой уровень безработицы является допустимым? Как определить, когда именно "безработицы" становится проблемой, а когда еще нет? Ответы на все эти вопросы чрезвычайно важны, поскольку при достижении своего "проблемного уровня" безработицы ставит перед всеми чиновниками и политиками такие угрожающие вопросы, которые могут разрушить социально-экономический "порядок". Решение подобных проблем зачастую требует дополнительных расходов, прежде всего материальных. На все эти многочисленные проблемы можно ответить только подробным рассмотрением самой проблемы безработицы, ее конкретных форм и многочисленных ход в каждой данной конкретной стране.

Фрикцийне безработицы определяют как состояние, при котором рабочие находятся "между работами". Экономисты используют термин "фрикцийне безработицы" тогда, когда оно связано с поисками или ожиданием работы, т.е. с тем, что человеку предоставляется право свободы выбора своей деятельности и места работы. Определенная категория работников добровольно меняет место работы. Другая - ищет работу после увольнения. Третьи - временно теряют т.н. "сезонную" работу (например, в автомобильной промышленности из-за смены моделей, либо в строительстве вследствие сезонной непогоды, календарных условий). Есть категории работников, особенно молодых людей, которые впервые попадают на рынок труда и еще не нашли работу. Следовательно, всегда есть определенная категория людей, которая временно находится без работы, но со временем находит ее. В данном случае термин "фрикцийна" точно передает суть такого явления на рынке труда, когда количество тех, кто ищет работу и количество рабочих мест, еще не приведена в соответствие. Это явление в определенной степени неизбежно и закономерное. Некоторые экономисты считают "фрикцийне безработица" не только закономерным, но и желательным. Почему? Многие работники, которые временно оказались без работы, переходят с одной работы (низкооплачиваемая, малопродуктивных, такой, что их не удовлетворяет) на более высокооплачиваемую и продуктивнее. Это означает не только более высокие доходы для этих лиц, но и положительно сказывается на всей экономике в целом, поскольку ведет к более рациональному распределению трудовых ресурсов, а потому увеличивает реальный объем национального продукта.

Структурное безработицы. Эту форму безработицы экономисты в основном связывают с тем фактом, что в структуре потребительского спроса со временем происходят важные изменения, которые обусловлены многочисленными причинами, в том числе технологическими, что прежде всего сказывается на самой структуре и спросе на рабочую силу. Эти изменения могут привести и ведут к тому, что некоторые профессии вообще становятся ненужными, а на некоторые спрос существенно меняется. С другой стороны, спрос на некоторые специальности растет, появляются новые профессии.

Структурное безработицы появляется потому, что рабочая сила не сразу реагирует на новые требования рыночной экономики, ее структура не отвечает новой структуре рабочих мест. Оказывается, что у некоторых работников нет тех навыков, которые можно с выгодой продать, они устарели и стали ненужными из-за изменений в технологии или в результате изменений в характере потребительского спроса. К тому же постоянно меняется географическое распределение рабочих мест. Об этом свидетельствует постоянный миграция рабочей силы как по стране в целом, так и за ее пределами.

Поскольку т.н. "фрикцийне безработицы постоянно переходит в" структурное "и наоборот, иногда трудно провести грань между ними. Однако она существует. Дело в том, что "фрикцийни" безработные имеют навыки, которые они могут продать, в то время как "структурные" безработные не могут получить работу без переподготовки, дополнительного переобучения, а иногда и без дополнительной смены места жительства. "Фрикцийне" безработицы к тому же носит более кратковременный характер, чем "структурное". С этой точки зрения последнее считается более серьезной социально-экономической проблемой.

Циклическое безработицы. Под циклическим безработицей понимают ту его форму, которая наблюдается во время понижающий тенденций в экономическом цикле - кризис, депрессия. В основном этот вид безработицы связывают с уменьшением совокупных общих расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, растет безработица. По этой причине "циклическое" безработица еще называют безработицей, связанным с дефицитом спроса. Во время "Великой депрессии" 1929-1933 PP. циклическое безработицы составлял примерно 25%.

Уровень безработицы. Относительно определения уровня безработицы - постоянно идут споры. С точки зрения "незайнятости" населения делятся на три большие группы. В первую группу включают лиц, не достигших 16 лет, а также лиц, находящихся в психиатрических учреждениях или в местах лишения свободы. Вторую группу, которая обозначается "выбыли из состава рабочей силы", составляют взрослые, потенциально имеющие возможность работать (надомникы, учащиеся, пенсионеры), но по какой причине не работают и не ищут работу. Третья группа - это все те, кто хочет и может работать. Считается, что рабочая сила состоит из работающих и безработных, которые активно ищут работу. Таким образом, уровень безработицы - это процент безработной части рабочей силы.

Понятие "естественный уровень безработицы" требует уточнения в двух аспектах. Во-первых, этот термин не означает, что экономика всегда функционирует при естественном уровне безработицы, то есть реализует свой производственный потенциал. С другой стороны, иногда может возникнуть такой уровень безработицы, который будет ниже "естественный". В этих случаях могут иметь место даже сверхурочно работы или совместительству. В конце концов, спорным является вопрос о том, что вообще считать за нормальный, "естественный" уровень безработицы. Когда в развитых странах он равен 4% от занятых, позднее - примерно 5-6%.

Специфического вида приобретает проблема безработицы в странах, образовавшихся на территории бывшего СССР или в Восточной Европе. Иногда приходится слышать, что безработица в этих странах-миф, который раздувают те, кто хотел бы возразить экономические реформы. Однако по этому поводу хотелось бы обратить внимание на те места в действующих конституциях этих стран, где сказано, что работа здесь свободная, но ни слова о том, что каждый гражданин имеет право на труд. Другими словами, правительства этих стран вполне осознанно сняли с себя ответственность о занятости населения.

Иногда ссылаются на опыт развитых стран и заявляют, что безработица при рыночной экономике - закономерное явление. При этом как-то без внимания остается тот факт, что безработица в развитой социальной экономике имеет принципиально иную социально-экономическую основу. Ведь там есть экономические границы распространения занятости. Товарный рынок развитых стран заполнен полностью, люди имеют высокий уровень жизни и высокую зарплату. Если при такой ситуации распространять занятость - неизбежное перепроизводство товаров и услуг со всеми побочными нежелательными последствиями.

Принципиально иным является безработица в условиях развала экономики и сумасшедшей инфляции. Даже, если товары лежат на полках магазинов, это является следствием не перенасыщения рынков, а лишь чрезмерно высоких цен на них. В отличие от развитых стран здесь не имеет экономических границ распространения занятости. В этих странах можно создать множество рабочих мест. Но для этого нужна совершенно иная инвестиционная политика. В этих странах имеет место огромная скрытая безработица. Видимо-невидимо людей искусственно удерживаются на работе, получают какую-то зарплату, но практически ничего не производят. Эти люди "имитируют активность. Следовательно, экономика здесь превращается в лжеекономику. Но это уже принципиально иная социально-экономическая проблема, а ее решение связано преимущественно с политикой "социальной защиты".

г) Политика "социальной защиты" В большинстве публикаций категорию "социальной защиты" обозначают как систему правовых, социально-экономических и политических гарантий для обеспечения средств существования. Международные организации, в частности Международное Бюро Труда (МБП), в определении понятия "социальная защита" используется два подхода - "широкий", которая охватывает фактически всю сферу жизнедеятельности человека в процессе труда, и "узкий", что касается социального страхования и социальной помощи. Так, доктрина "качества трудовой жизни" базируется на широкой трактовци "социальной защиты работников", что включает рабочее время, организацию и содержание труда, безопасные ее условия и безопасности производственной среды, зарплату и условия жизни.

Чаще всего под "социальной защитой" понимают важнейшую составляющую социальной политики современных правительств. В этой политике выделяют две ведущие направления: первое - предоставление трудоспособным гражданам примерно равных условий для увеличения своего благосос